ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Принципы классицизма


Классицизм – направление в европейском изобразительном искусстве с XVII по XIX вв. Различают два этапа – собственно классицизм (XVII – нач. XVIII вв.) и неоклассицизм (XVIII–XIX вв).

Как целостная система стиль зародился во Франции. Это было время повального увлечения античной культурой. Тогда искусство и общество Древней Греции считались идеальными. Жителей древних полисов представляли себе так – практически каждый грек считал себя, прежде всего, гражданином, а уже потом личностью, мужем, отцом и т.д., герои воспевались, воспевалась также нравственность. Из этого представления и черпалось вдохновение деятелями классицизма. Все они мечтали о победе добра над злом, и искусство должно принять в этом непосредственное участие. По их мнению, оно должно было иметь воспитательную функцию, нести в себе мораль.

Множество молодых художников, скульпторов и архитекторов в это время отправлялись в Грецию и Италию, чтобы изучать древность. Они педантично и рьяно штудировали книги греческих и латинских авторов (в основном свитки по вазописи и скульптуре), они также изучали археологию. Классицисты были настолько одержимы древностью, что один из художников-классицистов даже объявил, что день, когда он приехал в Италию – его истинный день рождения.

Античная архитектура и скульптура известны своими величием и одновременно простотой. Классицизм успешно освоил эти характеристики. Искусство классицизма логичное, симметричное, упорядоченное, поэтому здания в этом стиле строгие, картины чётко прорисованные, тела на них изображены анатомически идеально правильные.

Как известно, греческая архитектура очень гармонична. Её особенность замечательно вписываться в природный ландшафт появилась не случайно. Дело в том, что здания хранят в себе много секретов древних архитекторов. Человеческий глаз, так же, как и объектив фотоаппарата, немного искажает реальность. Поэтому греки использовали оптические иллюзии, чтобы сгладить несовершенство человеческого зрения. Например, несущие колонны в храмах стояли не прямо, а расходились влево и вправо под небольшим наклоном (как будто стояли на почти плоской дуге), поэтому храм выглядел лёгким, а не прямоугольным и тяжеловесным. Классицисты преклонялись перед гармонией, разработанной греками, этот принцип они перенесли в классицизм. Это видно в том, что композиции художественных произведений тщательно продуманы. Что это означает? Когда мы смотрим на картину, мы видим гармонию, всё на своих местах. Настолько, что лучше не придумаешь. Цвета идеально подобраны друг к другу и прекрасно сочетаются. Свет падает на людей и предметы именно так, как он должен падать из источника света. Тень чётко находится на своем месте. Там, где по законам композиции должен быть изображен округлый предмет - мы видим наклонившуюся фигуру, там, где должен быть продолговатый – стоит колонна.

В отношении «правильности» картин в классицизме царит большая строгость. Классицисты вообще были большими любителями всяческих правил и канонов. Они даже создали теоретические труды, в которых объяснялось, каким образом нужно изображать определённые чувства. Например, эмоцию страха правильно изображать широко открытыми глазами, брови у испуганного персонажа должны быть сильно подняты в середине и т.д. Для того, чтобы стать художником или скульптором классицистом требовались многие годы упорного труда. Так как было необходимо скрупулезно освоить многочисленные правила и законы стиля. Но зато благодаря такому подходу, они смогли подарить человечеству потрясающие своим величием произведения.

Культ красоты здорового человеческого тела, свойственный грекам также возродился в классицистической живописи и скульптуре. Например, полотна известного французского живописца Никола Пуссена просто изобилуют обнаженными телами мужчин и женщин. Все они крепкие, упругие, красивые, мускулистые – одним словом, идеальные.

Произведения классицизма – это множество наглядных иллюстраций античной мифологии, знаменитых и малоизвестных. В скульптуре и на полотнах живут нимфы, боги, богини, герои. Скульптура в этот период очень похожа на классическую греческую, иногда даже можно спутать, древняя ли это статуя или скульптура XVIII века.

Ещё один принцип классицизма – культ разума и рационализма. Как правило, классицистические произведения очень понятны. Когда смотришь на картину, сразу ясно, что происходит, сюжеты, как правило, легко читаемы. Если зрителю знакомо литературное произведение, которое изображает автор, он с легкостью поймёт, кто на этой картине, кого убивает и за что. Или, например, зритель без труда догадается, что фигура, восседающая на троне, в центре произведения – ни кто иной, как царь Соломон, разбирающий спор о ребенке между двумя женщинами. И нет никаких сомнений, что на картине разворачиваются именно эти библейские события. К слову сказать, персонажи из Ветхого и Нового заветов на картинах классицистов изображались так же, как и древнеримские боги: были обладателями совершенных тел, только, в отличие от мифических персонажей, они обычно изображались одетыми.

Принципы классицизма на скульптурных примерах


Подражание античности

Одной из главных характерных черт является подражание античности. Ренессанс – тоже эпоха, черпавшая вдохновение у древних греков. Но Возрождение взяло из их искусства – величие и великолепие, прославление красоты человека, а классицизм – спокойствие, статичность, чистоту форм. Антонио Канова, скульптор, в произведениях которого классицизм достиг апогея своего развития, так выразил свое творческое кредо: «обожать античное» и «изобретать античное».

Самое известное произведение Кановы – «Амур и Психея» (ок. 1793, Лувр, ок. 1797, Эрмитаж). Это легкое, пластичное изображение нежной любви древнегреческого бога и нимфы (в других вариантах мифа Психея – царская дочь). Амур пробуждает возлюбленную поцелуем. Эта мраморная скульптурная группа высотой полтора метра имеет удивительную спиральную композицию – невероятно грациозная гибкость форм и объемов. Сложность соотношения жестов и поз персонажей, выразительность их движений – отличительная черта Кановы. При этом он не увлекается над глубиной самого образа. «Амур и Психея» хотя и очень чувственное произведение, оно обладает некоторой холодностью и весьма абстрактно. Скульптор делает акцент на пластику, поэтому лица классицистически правильные, но не выразительные, на них лишь тень эмоций.

«Геба» Кановы или «Персей с головой Медузы Горгоны» – откровенное повторение древнегреческой скульптуры. При взгляде на них можно подумать, что это не произведения XIX века, а находки археологов. Канова «изобрел античное», создав статую «Наполеона, изображенного в облике Марса-Миротворца» (ок. 1803, Милан. Галерея Брера). В этом произведении от Бонапарта осталось только идеализированное изображение лица, с намеком на портретное сходство. Стремление преобразить реальность в совершенство, создать идеальный мир – ещё один характерный принцип классицизма.

Рационализм

Торжественность, строгость, величественность классицизма связана с идеологией французского абсолютизма, а также с философией Просвещения. Классицизм стремится к эстетическому рационализму. Искусство древних греков было жестко канонизированным, это черта античности очень близка классицизму – она выражается в правильности форм, гармоничной продуманной композиции. Примером могут служить скульптурные группы датского скульптора Бертеля Торвальдсена - «Ганимед, кормящий Зевсого орла» (1817) и «Три грации», а также «Пастух». Эти произведения являются фантазиями на тему античного искусства, которому очень близки, но все же не являются слепым подражанием ему.

Торвальдсену принадлежит скульптурное оформление собора Богоматери в Копенгагене. Вдоль центрального нефа расположены фигуры 12 апостолов. В апсиде стоит величественная, выполненная больше, чем в человеческий рост, скульптура Христа. Построение произведения симметричное, что типично для классицизма. Фигура Спасителя выражает спокойствие и силу. Руки застыли в покровительственном жесте. Тело Иисуса совершенно, как у античного бога. Ниспадающие драпировки одежды придают дополнительную слаженность композиции.

Правильные естественные пропорции, натурализм – тоже характерная черта классицизма. «Меркурий, завязывающий сандалию» (ок. 1738, Лувр) Жана-Баттиста Пигаля является примером анатомической точности, правильного исполнения фигуры в сложной позе, разумной соразмерности всех частей тела. Простота и лаконизм классицизма также выражается в воздержании от большого количества деталей, в строгости линий. (Фальконе, «Пигамалион и Галатея», 1763).

Стремление к идеалу

Главные добродетели эпохи Просвещения – гражданственность, мужественность, героизм, прежде всего, выразились в живописи Жака Луи Давида. Но эти черты можно заметить и в скульптуре. Доказательством этому служит грандиозная гробница Маршала Саксонского, выполненная Пигалем. Маршал-победитель стоит на вершине лестнице, за его спиной знамена. Аллегорическая Франция в виде женского персонажа рукой удерживает главного герой и всеми силами пытается спасти его от открытого гроба. Помпезность композиции поддерживается обелиском на заднем плане. Тема героизма и долга перед родиной особенно сильна в творчестве Франсуа Рюда («Марсельеза»).

Итак, основными принципами классицизма являются подражание античному искусству, величественность и торжественность, стремление к гармонии, следование канонам, а также ясность, лаконичность, тожество разума и рационализма.