ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Резьба по дереву


Резьба по дереву – одна из разновидностей декоративно-прикладного искусства, художественная обработка дерева. Используется данный вид декора для изготовления как небольших изделий, так и для оформления зданий и интерьеров.

Виды резьбы по дереву

Существует всего три основных вида резьбы по дереву:

Геометрическая резьба. Это одна из самых древних разновидностей. Декор выполняется двух-, трех- или четырехгранными выемками. Из них составляются простые геометрические фигуры. Такой резьбой в прошлом очень часто украшались здания, мебель, посуда и культовые сооружения.
Объемная резьба. В таком декоре формы узора нарастают от краев к центру и вверх. При этом сохраняется ярусное высотное строение. Примером такого оформления может служить иконостас вятского Успенского собора (XVII в.). В начале XIX века очень модным был мотив арки. В это время данный элемент используется при оформлении иконостасов повсеместно.
Прорезная резьба. Эту разновидность декора называют ажурной или кружевной. При выполнении декора материал прорезается насквозь, а, следовательно, узор не имеет фона. Чаще всего этот вид резьбы использовался для декорирования наличников, фронтонов, обрамления дверей, оформления карнизов и перил. Обычно такая резьба выполняется при помощи пилы или лобзика.

История резьбы по дереву

Данный вид ДПИ насчитывает многие тысячи лет. Отсчет своего возникновения резьба по дереву ведет с тех пор, как впервые появилось деревянные строения. В изящном резном декоре проявилось извечное стремление человека к украшательству своих жилищ. Подобным образом декорировались наличники, ставни, перила и другие архитектурные элементы.

Самые древние деревянные резные изделия, дошедшие до наших дней, были выполнены древнеегипетскими мастерами. Ознакомиться с приемами изготовления подобного декора стало возможным благодаря традициям этой страны оставлять в захоронениях те предметы, которые могли пригодиться усопшему в загробной жизни.
Точное время начала изготовления первых культовых деревянных изделий, к сожалению, неизвестно. Известно лишь, что древние люди изготавливали разного рода идолов – стилизованных изображений солнца, луны, животных, богов. Большинство этих изделий были охранительными талисманами. Традициям древних языческих религий по большей мере обязан своим возникновением и декор, использовавшийся для оформления деревянных строений.

Очень хорошо развита техника обработки древесины резьбой уже в X –XII веке. Однако наибольшего своего расцвета она достигла в эпоху Возрождения. В особенности развитие этого искусства происходило тогда во Франции. В это время здесь изготавливают очень интересные двухкорпусные шкафы, обильно украшенные резьбой. Широкое их производство приходилось на Бургундию и Иль-де-Франс. Отличительной особенностью декора этих шкафов являлись три атланта или кариатиды, установленные по краям и между створок в качестве опор. Искусство резьбы по дереву замечательным образом проявило себя и в Скандинавии.

Примеры подобных изделий мастеров этой страны известны еще с X – XI вв. В эпоху готики этот вид искусства процветал в Италии – в Пизе, Флоренции и Сиене. В конце XIX в. очень популярной становится прорезная резьба. Изделия, декорированные подобным образом, смотрелись необыкновенно привлекательно и изящно. Часто в этот период изготавливаются объекты, украшенные рельефной, геометрической и контурной резьбой. Первые подобные произведения выполнялись на примитивных токарных станках.

Русская резьба по дереву

Резьба по дереву – традиционный для нашей страны вид искусства. К сожалению, древних образцов подобного декора не сохранилось. Прямых указаний на его существование нет и в летописях. Однако имеются упоминания о необыкновенно красивом оформлении зданий. Вывод о том, из чего именно и как был сделан восхищавший древних летописцев декор, напрашивается сам собой.

Резьба по дереву на Руси принимает характер ремесленного производства уже к XI – XII вв. В летописях имеются упоминания об артелях плотников и столяров. Примерный перечень профессий, составлявшихся в XII – XIII вв., содержит и профессию резчика по дереву. Одним из доказательств применения подобного декора могут служить находки, сделанные при раскопках в Новгороде. Археологам удалось обнаружить несколько оформленных резьбой архитектурных элементов. Очень интересен, например, фрагмент резной колонны, датированный XI веком. Покрыта она резьбой из ремневидных полос, переплетающихся между собой и образующих никогда не повторяющиеся узоры. Между ними выполнены изображения мифических грифонов и кентавров.

В XI – XVI вв. резчики по дереву часто использовали изображения зверей в профильном исполнении. При этом сюжеты чаще всего были взяты из апокрифических источников. Начиная с XVI в., резные орнаменты становятся все более сложными. Простую плетенку покрывают множественными ответвлениями.

Таким образом, геометрический простейший узор превращается в сложный растительный орнамент. Выполнялась резьба на небольших дощечках, которые затем соединялись. В резьбе XVI в. начинают появляться такие мотивы, как виноградная лоза, голуби, орлы сирины. В XVIII в. на деревянный русский узор оказывают большое влияние стили барокко и рококо.