ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Рождение авангарда


Авангард (франц. avant-garde – «передовой отряд») - термин, применяемый для обозначения совокупности многообразных новаторских движений и направлений в искусстве первой половины XX века. Он применяется как в эстетике, так и искусствознании, однако корни его значительно глубже и связаны с политикой и общественной мыслью XIX столетия.

Впервые это понятие стало применяться в военной науке, а позднее, во время Французской революции в XVIII веке, стало названием якобинского журнала и перешло в политику. Термин «авангард» широко использовался революционными деятелями, утопистами (Сен-Симон прямо называл искусство «революционным авангардом»), революционными деятелями (Бакунин, Кропоткин), философами (Карлейль). В конце XIX века этот термин выходит из сферы политики и входит в художественую сферу, начинает использоваться писателями (Рембо), критиками (Теодор Дюре), однако не теряет связь с общественной жизнью. В России его впервые употребил (в негативно-ироническом смысле) А. Бенуа для характеристики ряда участников выставки “Союза русских художников” (1910). В целом же авангард всегда останется связанным с общественной мыслью, передовыми идеями, новаторством в изобразительном искусстве. Необходимо отметить, что авангард получит свое развитие и во второй половине XX века, приобретя новые формы.

Как историческое явление в искусстве авангард появился только в начале XX века, но сам термин «авангард» стал применяться по отношению к разнообразным художественным течениям только тогда, когда они уже перестали существовать и возникла потребность в их анализе и объединении на основании каких-либо типологических черт. Сами представители авангарда никогда не объединялись под таким названием для общей работы, этот термин объединил их в общность позднее.

Необходимо отметить, что термин «авангард» стал ярлыком, применяемым к любому художественному направлению, которое выходит за общепринятые рамки традиционного. Научно выверенной типологии авангарда не существует на данный момент, существует смешение понятий «модерн», «модернизм» и «авангард», их частичная взаимозаменяемость, некоторыми учеными вводится понятие «протоавангард» для характеристики ранних специфических явлений в изобразительном искусстве; например, «Крик» Эдварда Мунка относится ими к протоавангарду.

Авангардные явления, отстоящие от традиционных пониманий и часто разрушающие каноны, характерны для всех эпох. Авангард – это нечто новое, ломающее каноны. Не подобным ли авангардом был в свое время караваджизм или искусство классической Греции по отношению к архаике? Суть авангарда XX века в том, что резко наметился разрыв между старыми канонами и новым, бурное развитие общества вызвало скачкообразную эволюцию искусства. По своей природе авангард – это реакция художественного восприятия мира на очень быстрое развитие прогресса, достижений в науке, технике, медицине, но при этом нельзя отрицать то, что все авангардные течения XX века – закономерная эволюция искусства от ясной простоты к повышенной абстрактности, переходящей в сверхабстрагирование и возврат к примитиву с позднейшим угасанием либо переходом в неизвестные формы. Это легко понять, представив в виде прямой линии все искусство от древности до наших дней: можно увидеть, как искусство обретало формы – ясные, классические, понятные, – а затем их теряло, уходя во внутренний мир, мир эмоций, а потом в абстракцию и символ, становясь все менее ясным и понятным.

Относительно внешних воздействующих факторов на появление авангарда можно выделить следующие:

• Бурное развитие науки в различных областях: химии, физике, психиатрии, психологии, медицине и т.д.
• Появление психоанализа и фрейдизма, несколько позднее – юнгианства.
• Развитие философской мысли (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон, Хайдеггер).
• Бурное развитие гуманитарных наук, становление ориенталистики, ориентация на восточные учения, появление новых синкретических и эзотерических культов, теософских, религиозно-мистических и протестантских учений.
• В социальной сфере: появление разного рода анархических, социалистических, утопических учений, подрывающих классический миропорядок и стремящихся к созданию нового мирового и социального устройства.
• Во второй половине XX века – развитие общества потребления с его культом рекламы и масс-медиа.

Феноменология авангарда


Авангард как художественное течение крайне противоречив и неоднороден, он представляется смешением стилей, объединений художников. Авангард, прежде всего, модернизировал классическую эстетику с ее традиционными понятиями «прекрасного» и «безобразного». В авангарде они просто отсутствуют. Задача авангарда в создании новых ценностей, идеалов, норм не только в сфере искусства, но и личной и общественной жизни человека. Авангард разрывает с традиционной эстетикой, и он эклектичен в своей сути, то есть объединяет в своих рамках разнообразные и порой диаметрально противоположные художественные направления.

Анализируя авангард, можно говорить об общих авангардных феноменах в искусстве:

• Экспериментальный характер искусства, причем по своей выраженности – предельно заостренный.
• Разрушительность относительно традиционных видов искусства и эстетики, традиционных ценностей культуры.
• Ярко выраженная протестность, особенно относительно всего консервативного, традиционного, ретроградного, воспринимаемого правильным, буржуазного, социально одобряемого, мещанского и тому подобного. Часто протестность эта носила анархический характер, а подчас выражалась бунтом против всего, что могло только казаться традиционным. Отсюда, естественно, направленность на разрыв шаблонов, отказ от классического искусства, всего реалистического, видимой действительности.
• Стремление к новаторству, создание нового во всем: приемах изобразительного искусства, формах, методах, видении мира, соответственно, эпатажность и манифестарная декларативность как самого искусства авангарда, так и самих себя как представителей авангарда.
• Тенденции к синтезу искусств, причем с попытками объединить необъединяемое.

Таким образом, авангард выступил в искусстве как ниспровергатель ценностей, разрушитель традиционного, взяв на себя функцию творца нового мира, свободного не только от предрассудков, но и старых схем, мешающих творцу выразить себя в своей индивидуальности. При этом авангардисты, отвергая традиционные ценности, стремились к абсолютизации своих идей, доводя методы до крайности, граничащей с абсурдом, особенно при стремлении эпатировать публику. Разные течения авангарда по своему воспринимали свою историческую миссию: от модернизации искусства и мира до полного отрицания всего и вся.

Все феномены авангарда можно проанализировать по отношению к действительности, что очень показательно для понимания всей пестроты течений авангарда:

• Противодействие достижениям естественных наук и научно-техническому прогрессу. Сюда можно отнести Шагала, Модильяни. Среди течений: сюрреализм, примитивизм, фовизм, экспрессионизм. При этом, отрицая естественные науки, сюрреализм во многом опирался на фрейдизм и юнгианство.

• По отношению к духовности авангард породил двойственность: с одной стороны – сугубый материализм и отрицание нематериального (кубизм, конструктивизм) и, с другой стороны, поиски духовного как спасения от разрушающего воздействия материального мира, техницизма в обществе (Кандинский, Мондриан).

• По отношению к искусству: отдельные течения авангарда провозглашали сугубо практическое, утилитарное, научное осмысление искусства (аналитическое искусство, конструктивизм), то есть пытались творить по научным законам, выделить специфические черты, имеющие воздействие на зрителя, и на основании этих законов создавать свои произведения. Необходимо отметить, что авангард пытался привлечь научное осмысление творчества, даже художники, далекие от этого подхода, не избежали его влияния (достаточно вспомнить теоретическую работу Кандинского о цвете, и можно отметить, что в чем-то они были правы: согласно исследованиям, отдельные картины Кандинского служат хорошим терапевтическим средством в клиниках для душевнобольных). Другие течения авангарда отрицали рациональное начало и провозглашали доминирование иррационального в своем творчестве. Отсюда широкое использование методов алогизма, абсурда, возникновение в литературе особого вида литературы «потока сознания» («Улисс» Джойса).

• По отношению к художественным традициям авангард очень разноплановый. Авангард стремился отрицать в предшествующем ему искусстве далеко не все, в основном - консервативные, академические, реалистические, натуралистические достижения. Стремясь оторваться от классики, авангардисты в поисках методов часто стремились вернуться в прошлое, но не в ясную и классическую античность, а в восточные культуры, африканские, культуры Океании, Америки. Это можно объяснить тем, что кодировка культур востока или Африки непонятна европейцу, она стоит вне его ментальности, тем самым разрушает стереотипы традиционного. Стремлением разрушить стереотипы продиктовано слияние искусства и неискусства в авангарде, когда создаются движущиеся скульптуры, подвижные мобили. Обращаясь к древним культурам неевропейского типа, авангардисты ищут новые выразительные возможности: в форме, методе, колорите, экспрессии.

• По отношению к политике авангардистские течения крайне противоречивы. Несмотря на то, что авангард революционен в своей сути, он не всегда приветствует смену общественных формаций. Часто авангардисты в своем стремлении к эпатажу приписывали себя к тому или иному политическому течению, на которые столь богата история начала XX века.

• По распространенности можно выделить как локальные, то есть ограниченные в рамках своего метода, так и глобальные, имеющие влияние на разные виды искусств (допустим, фигуры Джойса или Пруста в литературе повлияли на целое поколение), фигура Пикассо – также очень значима для изобразительного искусства.

• Относительно значимости в авангарде можно выделить 2 варианта: фигуры или течения, имевшие большое значение и влияние (Пикассо, Кандинский, сюрреализм) и имевшие влияние только в рамках определенного временного периода.

Стилистическое многообразие авангарда


Для понимания феномена авангарда в целом следует рассмотреть кратко основные направления, выделяемые большинством исследователей:

Абстрактный экспрессионизм объединяет художников, стремящихся использовать большие полотна, негеометрические штрихи, набрызгивание по полотну. Впервые появился в 40-е годы XX века под влиянием идей Бретона. Наиболее известные художники - Хоффман, Поллак, Готлиб. Течение получило широкое распространение в США.
Кубизм – течение, которое появилось в начале XX века, характеризуется использованием подчеркнуто геометрических форм, а также стремлением к представлению форм предметов в виде объемных примитивов. Возникновение кубизма датируют 1906 годом и ассоциируют с творчеством Пикассо и Брака, название же дал критик Луи Восель, назвав картины Брака «кубическими причудами». Известны также Хуан Грис, Марсель Дюшан.
Пуризм (от лат. purus – «чистый») – течение, стремящееся к передаче простых, рациональных и упорядоченных форм. Оно известно в живописи Франции в период 1910-1920 года. Основные представители: Озанфан, Жаннере.
Дадаизм (в переводе с фр. – «деревянная лошадка»). Течение выразилось в эпатажных граффити, предметных коллажах, позднее произошло частичное слияние с сюрреализмом. Зародилось в Швейцарии и существовало с 1906 по 1920 годы, частично связано с реакциями общества на события Первой Мировой войны.
Экспрессионизм – течение, характеризующееся передачей эмоциональной экспрессии запечатленного образа, а не реалистическим изображением предмета. Зародилось на рубеже XIX-XX веков. Не всеми относится к авангарду, считается протоавангардом либо отдельным течением в живописи.
Футуризм провозгласил разрушение стереотипов и канонов культуры прошлого и воспевание культуры будущего, он часто связан с революционными изменениями в обществе и пафосом урбанизма и научно-технического прогресса.
Импрессионизм зародился в середине XIX века, крайние же свои авангардные тенденции получил в XX веке, характеризуется стремлением запечатлеть изменчивое мгновение.
Фовизм (от фр. les fauves – «дикие звери»). Направление не имело четко сформулированной программы или теоретического обоснования. Художники стремились отказаться от традиционной перспективы и цветового решения. Фовизм характеризуется отказом от линейной перспективы и светотеневой моделировки, ему присуща трактовка форм как простых очертаний, наполненных интенсивным ярким цветом. Их полотна несут повышенную экспрессию, заключенную в движении плоскостных форм, наполненных интенсивным цветом, несущим экспрессию и экзальтацию. Наиболее известны: Брак, Матисс, Вламинк, Дюфи. Заявило это течение о себе на парижских выставках 1905, 1906 годов.
Примитивизм – стиль, зародившийся в XIX веке и предполагавший сознательно упрощенное трактование форм, своеобразную стилизацию под творчество ребенка или дилетанта. Наиболее известны Анри Руссо и Нико Пиросмани.
Поп-арт. Течение зародилось в изобразительном искусстве 50-60-х годов XX века и характеризуется включением предметов рекламы или массового потребления в свои полотна. Это своеобразная реакция на навязчивость рекламы и представленность ее в схемах мышления человека. Известные представители – Блейк, Смит, Раушенберг, Лихтенштейн. Особое развитие это направление получило в искусстве США, где культ потребления и рекламы стал очень сильно развиваться в середине прошлого века.
Лэнд-арт – направление, зародившееся в 60-е годы XX века, оно трактовало неразрывную связь произведения художника и ландшафта. Пейзаж в изображениях ленд-арта выступал в качестве полотна. Художники не только трактовали единство произведений и природы, но и подчеркивали их временность, уничтожение силами природы. Смитсон, Тылицки, Шиллинг – наиболее известные представители этого направления.
Граффити нельзя в полной мере отнести к искусству авангарда, но отдельные исследователи относят его к стрит-арту, зародившемуся в 20-е годы в США и получившему развитие в 60-е годы XX века. Оно восходит к рисункам первобытных племен, своими произведениями в упрощенной форме отсылает зрителя в наскальную живопись, а усложненными – к конгломерату символов из различных культур и эпох. Отдельным видом авангардного искусства признается и выделяется, в основном американскими искусствоведами.
Минимализм получил бурное развитие в 60-70 годы XX века. Художники этого направления сознательно отказывались от сложных форм и путем минимального использования приемов старались передать свою индивидуальность, донести до зрителя незамутненную идею произведения.
Нет-арт развивается в настоящее время и использует Интернет для создания своих произведений. Эти произведения существуют только в сети. Это направление - преемник дадаизма, перформансов.
Пуантилизм или дивизионизм. Течение возникло во Франции в 1885 году. Художники создавали свои полотна с помощью мельчайших точек, которые складываются в законченное изображение на определенном расстоянии на сетчатке глаза зрителя. Относится к развитию постимпрессионизма. Синьяк, Писарро, Кросс – наиболее видные представители этого направления
Абстракционизм отказался полностью от изображения каких-либо форм, основное – гармония цветовых сочетаний, вызывающих ассоциации и формы в сознании зрителя, эмоциональное воздействие цвета. Наиболее известны Кандинский, Мондриан. Абстракционизм имел свою разработанную теорию цвета, зародился в 1909 году.
Лучизм возник в русском авангарде в 1910 году и основан на оптических трактовках изображения как совокупности лучей падающих, а затем отраженных от плоскости предмета, изображение становится совокупностью линий. Имел достаточно разработанную теорию. Основоположник и теоретик – М. Ларионов, дальнейшее развитие лучизм получил в работах С. Романовича и Н. Гончаровой
Сюрреализм как направление возник в 20-е годы во Франции и основан на изображении надреального, сна, фантазии, абсурда. Сюрреалистические полотна – символ освобождения сознания художника и попытка передачи особого вида реальности. Сюрреализм не всеми исследователями причисляется к авангарду. Магритт, Дали, Дельво, Джакометти и многие-многие другие известные художники работали в рамках этого направления.
Супрематизм (от лат. supremus – «наивысший») – направление авангарда, зародившееся в России в 10-е годы прошлого столетия, родоначальником которого был К. Малевич. Оно трактовало изображение как совокупность цветных плоскостей и примитивных геометрических фигур. Оно явилось с одной стороны реакцией на технический прогресс, а с другой – одной из форм его отторжения. Наивысшей точки развития теоретических идей достигло в «Черном квадрате».
Оптическое искусство (оп-арт) основано на оптических иллюзиях и особенностях восприятия плоских или пространственных фигур. Зародилось в 50-е годы в абстракционизме и получило развитие в 60-е годы XX века. Карлос Крус-Диес, Энрике Матосс, Виктор Вазарелли – основные представители.
Кинетическое искусство зародилось в 20-30 годы с попыток создать подвижные мобили как символ движения в мироздании, развитие получило в произведениях Николя Шеффера, Хулио Ле Парка.

Таким образом, авангард объединял разнообразные стили, пересекающиеся, дополняющие друг друга и имеющие только одну общую типологическую особенность: разорвать связи с прошлым, разрушить старое классическое искусство. С одной стороны, это реакция на изменения в обществе и бурное развитие научно-технического прогресса, с другой – закономерная эволюция искусства предшествующих периодов, пошедшая по пути абстрагирования. Авангард, создавая новые методы в изобразительном искусстве, пытался доказать, что старые методы и старое искусство мертво, как и мир прошлого, который ушел. Работы авангарда, потеряв связь с классическим искусством, вернее, разорвав ее, во многом пессимистичны, зеркально отражая либо общественные потрясения, либо культуру нового типа. Если относительно изобразительного искусства авангард был разрушителен к старым методам и вызвал неоднозначное восприятие, то авангард в архитектуре обогатил ее новыми очень интересными методами.

Авангард и его характеристика сложны и неоднозначны, до сих пор нет единой разработанной типологии авангарда. Нет также детальных исследований, посвященных причинам развития этого явления, из-за размытия жанровых границ внутри авангарда и отсутствия единой теоретической базы – вопрос исследования этой проблемы стоит остро и очень сложен по своей сути. На данный момент авангардом признается совокупность разнородных течений, имеющих тенденцию к противостоянию и разрыву с искусством прошлого.