ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Палехская миниатюра


Палехская миниатюра – народный промысел мастеров села Палех Ивановской области. Исполняется на папье-маше темперой. Таким образом обычно изготавливаются шкатулки, кубышки, ларцы, панно, брошки.

История палехской миниатюры

Искусство палехской миниатюры зародилось в начале 20-х годов прошлого века. Основой его стал древний иконописный промысел, существовавший в этих местах еще с XVII века. Местные мастера создавали иконы под влиянием ярославской, московской, строгановской и новгородской школ. В 1924 году несколько палехских художников (И.И. Зубков, И.В. Маркичев, И.И. Голиков, В.В. Котухин и др.) организовали «Артель древней живописи». Изделия, изготавливаемые в этой мастерской, получили мировое признание уже через год – на выставке в Париже. Первоначально мастера артели занимались в основном разработкой театральных декораций. Очень интересны, например, эскизы декораций к так и не вышедшему спектаклю «Сказка о попе и работнике его Балде» (1940 г.) П.Д. Баженова.

В 30-х годах артель была преобразована в товарищество. К этому времени здесь уже трудилось более 70 мастеров. Палехские художники не только постоянно совершенствовали свое мастерство, но и осваивали новые технологии. Например, пробовали себя в росписи по фарфору, в книжной иллюстрации, а также настенной живописи. В селе был открыт музей палехского искусства и училище для молодых мастеров.

Сегодня в Палехе продолжают свою работу мастерские Художественного фонда России. Также здесь действует несколько частных студий, выпускающих различные сувенирные коробки, шкатулки, пудреницы и другие мелочи. Для современных палехских изделий характерны по большей мере бытовые, исторические и фольклорные сюжеты. Лаковые миниатюры, изготавливаемые в Палехе в наши дни, пользуются необыкновенной популярностью. Яркость красок, сияние золотых узоров, разнообразие сюжетов – всем этим просто невозможно не восхищаться.

Особенности миниатюр Палеха

Для палехской миниатюры присущи следующие характерные черты:

• Черный фон.
• Преобладание золотистой штриховки.
• Плавность и тонкость рисунка.
• Четкость обрисовки фигур.
• Изящество пейзажа и архитектурных элементов в сюжете.
• Колорит, выстроенный на основе трех цветов – зеленого, красного и желтого.
• Вытянутые пропорции фигур (такой интересный стиль сложился под влиянием традиций иконописи).
• Многоклеймное письмо, мягкий тон, разнообразие сюжетов и множество деталей.

Особенности технологии изготовления палехских миниатюр

Искусство лаковой миниатюры на папье-маше и дереве зародилось в странах Древнего Востока. В Западной Европе оно появилось лишь в XVI веке. В XVIII в. его освоили и русские мастера. На Востоке подобные произведения искусства выполнялись на особом лаковом дереве, которое в России не растет. Именно поэтому русская лаковая миниатюра создается на специально подготовленном для этого, удобном в плане нанесения лака и красок материале – папье-маше. Техника его изготовления достаточно сложна и продолжительна по времени. На изготовление лишь одной заготовки уходит около двух месяцев.

После покрытия черным лаком и просушки вещь поступает к художнику. Предварительно палехские мастера пишут белилами, прорисовывая сразу всю композицию. Уже на этом этапе закладываются основы цветового решения. Там, где в дальнейшем цвета будут более светлыми, белил наносится больше. Следующая стадия называется роскрашью. Художник намечает будущие цвета. Далее по роскраши темным фоном прорисовываются детали и контуры, а также выявляются световые и теневые места композиции. На последнем этапе выполняется окончательная отделка объемов. Этот шаг требует особого мастерства. Объем в композиции достигается путем наложения так называемых пробелов. Данная работа проводится по определенной системе.

Пишутся палехские миниатюры яичной свежей темперой. Кисточки художники изготавливают для себя сами. Для этого обычно берут тончайший беличий волос. Для росписи всего лишь одной миниатюры необходимо связать не менее шести кистей различно толщины. Готовую картинку прописывают сусальным золотом и растертым алюминием. Золотые штрихи выполняются самой тонкой кисточкой. Золотой цвет в палехской миниатюре является основополагающим и символизирует солнечный свет.

В технике изготовления палехской миниатюры абсолютно ничего не изменилось с тех пор, как здесь начали писать иконы. Поэтому искусство это можно с уверенностью назвать первобытным, а значит и наиболее интересным. Палехские лаковые миниатюры – изделия очень популярные и в наше время. Стоят они достаточно дорого и ценятся во всем мире. К сожалению, в нашей стране сегодня о них знают не слишком много. Однако эффектная палехская миниатюра забыта полностью не будет никогда. Изящные изделия русских мастеров из Палеха могут украсить любой интерьер и любую, даже самую роскошную коллекцию изделий декоративно-прикладного искусства.