ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
Мозаика Древней Руси.

Мозаичная картина «Богоматерь Оранта»

 В Древней Руси мозаика появилась в 10 веке, а именно после того, как государство приняло христианство. При этом данный вид монументального искусства в тот период времени развивался медленно. Объяснялось это тем, что материал для составления мозаики стоил достаточно дорого, смальту изготавливать не умели, и ее приходилось привозить из заморских стран.

Искусство мозаики эпохи 10 – 13 веков можно условно классифицировать на два вида – это декорирование пола в церквях, соборах и храмах целого ряда древнерусских городов, таких как Чернигов, Ростов Великий, Киев и украшение стен, сводов и куполов памятников архитектуры.

На данный момент уникальные по красоте мозаичные картины периода 10 – 13 веков находятся в Киевском соборе Святой Софии и Михайловском Златоверхом монастыре.

Что касается мозаик собора Святой Софии, то следует подчеркнуть, что они отличаются ярким колоритом и богатством цветовой гаммы. Краски настолько насыщены, что просто удивительно, насколько четко и изящно средневековые мастера смогли передать натурализм и естественность своих произведений.


мозаики Софии киевской


В киевском соборе основная часть мозаичных композиций располагается в районе алтаря и под сводом купола. Они декорируют стены апсиды, вимы, конху, паруса и подпружные арки. Используя мозаику таким способом, мастера хотели подчеркнуть главные части собора, в котором происходили религиозные обряды и богослужения, что им, собственно, и удалось.

При входе в собор Святой Софии, посетитель, в первую очередь, акцентирует внимание на крупногабаритной мозаике, находящейся в алтарной апсиде. На золотом фоне изогнутой поверхности конхи перед зрителем предстает образ Богоматери Оранты с воздетыми вверх руками. Мозаичная картина «Богоматерь Оранта» является ключевым звеном интерьера собора. Голову Марии, слегка склоненной в сторону сына Божьего, венчает мафорий пурпурного цвета, декорированный золотом, на котором отчетливо просматриваются звезды на лбу и плечах. Мозаичисту, создавшему картину Богоматерь Оранта в 1040-е годы, удалось настолько мастерски подойти к работе, что практически не заметно, когда ряды кубиков смальты с одного направления переходят в другое.


мозаики Софии киевской


Под мозаикой «Богоматерь Оранта» располагается не менее колоритная мозаичная картина «Евхаристия», на которой изображен сюжет причащения апостолов. Работа была создана в 11 веке. В центре композиции – престол, вдоль которого находятся ангелы с рипидами. Рядом с ними дважды изображена фигура Христа, который совершает обряд причастия апостолов, угощая их хлебом и вином. В своей композиции мозаичист использовал материалы различной цветовой гаммы, что подтверждает малиновый престол, пурпурный хитон с золотистыми складками и синий плащ Христа.

Мозаики собора Архангела Михаила были созданы на несколько десятилетий позже композиций мозаичистов, которые декорировали собор Святой Софии в Киеве. 


Мозаики собора Архангела Михаила


Создание мозаичных картин для собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве приходится на 1112 год. Интерьер храма имел определенное сходство с внутренним обустройством собора Святой Софии, однако художественный стиль в работах прослеживался иной. В частности, в сюжете «Евхаристии» образы не имеют той тяжеловесности, которая отчетливо проявляется в мозаиках софийского собора. Фигуры святых кажутся стройнее, выше, их движения раскованнее, позы непринужденнее, взор спокойнее.

Мозаика «Дмитрий Солунский», принадлежащая к числу работ, украшавших стены Михайловского Златоверхого монастыря, на данный момент находится в Третьяковской галерее. Данное произведение было создано в период с 1108 по 1113 годы.


Мозаика «Дмитрий Солунский»


Святой Дмитрий Солунский изображен молодым воином, держащим меч. Роскошь одеяния и поза властителя создает впечатление того, что Дмитрий - это энергичный и бесстрашный киевский князь – воин. Он был убит во времена правления императора Диоклетиана за то, что придерживался идей христианства. Святой Дмитрий Солунский отстаивал интересы воинов и был покровителем славян. На мозаичном полотне Дмитрий восседает на троне, держа в руках меч. На троне имеется знак Всеволода Большое Гнездо. Своим изображением святой символизирует «третейского судью» и защитника русского народа. Данная мозаика отличается огромным разнообразием палитры смальт, что подтверждает комбинация светло-розового и зеленого оттенков одежд с золотыми доспехами.


 мозаика "дмитрий солунский"

Мозаичные произведения собора Архангела Михаила можно считать последними памятниками данного вида монументальной живописи, изготовленными в Древней Руси. Впоследствии храмы и соборы перестанут декорировать мозаикой, ее заменит фреска.
          

Мозаичное искусство начнет возрождать в России известный ученый М.В. Ломоносов.


Подробнее можно рассмотреть примеры мозаики Древней Руси в разделе Библиотека дизайнера.