ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
Мозаичные картины в метро

Мозаика относится к одному из самых древних видов искусств. Она позволяет создавать декоративные изображения и является самой долговечной из всех картин. Даже сейчас мы можем любоваться красотой мозаичных полотен, которые были сделаны сотни веков назад, и поражаться тому, насколько тонко и тщательно они выполнены.

В первые годы после революции сюжетами мозаичных полотен являются революционные события. В 1930 году возобновила свою работу мастерская Фроловых, которая была открыта в 1890 году, а в связи с революционными событиями прекратила свою работу. Теперь мастерской курировал президент Академии художеств СССР И.И. Бродский. Мастерская консервирует мозаики Златоверхого Михайловского монастыря, находящегося в Киеве, создает мозаики для театра, названного в честь В.Э. Мейерхольда, создает для павильона СССР герб на всемирной выставке, проходящей в Париже. Также мастерской поручена работа над созданием сюжета мозаичных картин для Московского метрополитена, в частности, для таких станций метро, как «Павелецкая», «Маяковская» и «Новокузнецкая».

Въезжая на станцию метро «Маяковская», сразу можно отметить ее непохожесть на другие станции. Она поражает красотой мрамора, разнообразием архитектурных форм, отражает жизнь целой эпохи. Открытие этой станции пришлось на 11 сентября 1938 года. Даже сейчас мозаичные полотна из непрозрачной смальты могут вас заинтересовать и заставить разглядывать каждую деталь. Над созданием этих мозаичных плафонов трудился советский художник А.А. Дейнека. На начальных этапах разработки эскиза мозаики Дейнека работал и консультировался с главным архитектором А.Н. Душкиным. Мозаичные картины в метро являлись новшеством, поэтому художники были очень увлечены своим делом, несмотря на то, что у них было выделено на это не так уж много  времени. Сам Дейнека впоследствии писал, что в метро должно быть очень красиво.

Стиль метро был создан благодаря упорному труду рабочих и ученых, архитекторов и инженеров, художников и скульпторов. Было очень интересно наблюдать за тем, как вырастали колонны, поддерживающие купола с дырами, которые планировалось заполнить плитами мозаичных картин. Как только мозаичные картины поместили в приготовленные для них гнезда, весь зал заиграл в лучах света. Тематика мозаичных панно – советское небо в разное время суток. В картинах можно уловить настроение подмосковного вечера, ясного дня и бездонной ночи. В этих картинах изображены разные сюжеты. Вот мы видим в куполе изображение ветки цветущей яблони,  парящего планера, парашютиста под куполом, комбайна на фоне чистого неба, спортсмена в прыжке…. Мозаик очень много, и каждая из них отображает мирную жизнь той эпохи.

В годы войны старики, женщины и дети укрывались в метро от налетов вражеских самолетов. Находясь там, они смотрели вверх и видели сцены из мирной жизни, небо, которое художник смог запечатлеть в своих картинах из мозаики. В настоящее время каждый желающий может полюбоваться красотою мозаичных картин на станции метро «Маяковская».

После окончания войны для создания мозаичных эскизов привлекли таких знаменитых художников, как И.Э. Грабарь и уже известного нам А.А. Дейнеку. В сталинский период этому элементу архитектуры стали уделять особое внимание.  В сюжетах мозаичных картин старались запечатлеть военные и трудовые подвиги.

Нельзя не упомянуть еще один образец монументального вида искусства послевоенного времени, которым является цикл мозаичных полотен Павла Корина на своде в центре зала станции метро «Комсомольская-кольцевая». Основной темой оформления станции является борьба русского народа за независимость. На потолке мы видим восемь мозаичных панно из ценных камней и смальты. На шести картинах изображены русские герои - Александр Невский, Михаил Кутузов, Александр Суворов, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Есть панно с изображением русских воинов у стен рейхстага. Два других панно изображали Сталина, но в 1963 году их заменили мозаичными полотнами, на одном из которых фигурирует Ленин на одном из выступлений перед красногвардейцами и аллегорическая фигура Родины-матери. Во всех мозаичных композициях того времени явно прослеживается идея борьбы за славу страны и независимость. Советское руководство считало своим долгом выделить фигуру лидера на картинах. Корин в своих работах смог умело подчеркнуть смелость и героизм русских людей.

Сооружения московского метрополитена славятся своей историей и красивейшей архитектурой. Мало какие подземные станции мира могут сравниться с такими богато украшенными залами и скульптурами, над художественным оформлением которых трудились лучшие советские художники и скульпторы.