ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Гравюра

Гравюра (фр. gravure – резьба, создание рельефа) – одна из разновидностей эстампа, произведение тиражной графики. Представляет собой оттиск на бумаге либо холсте, напечатанный посредством так называемой «доски» (штампа). Штамп чаще всего изготавливается из древесины или металла и используется для тиражирования, выгравированного на нем рисунка. При этом, сколько бы копий-оттисков не было создано, все они считаются авторской работой.

Классификация гравюры

Данный вид графики классифицируется по следующим основным признакам:

• по способу получения изображения – на произведения высокой и глубокой печати. В первом случае краситель наносится на выступающие детали штампа, во втором – в утопленные (используется для гибких материалов);
• по материалу формы – гравюра на воске, металле, картоне, линогравюра (на линолеуме), ксилография (на дереве) и т.д;
• в зависимости от способа нанесения рельефа на форму. Для этого используются метода – механический и химический. Рисунок выполняется прорезкой либо вытравливанием посредством химических препаратов;
• отдельно можно выделить так же автогравюру и гравюру, которую точнее всего будет назвать «рабочей». В первом случае и рисунок, и штамп выполняет сам художник. При этом они самым теснейшим образом взаимосвязаны. Автор лично прорабатывает все детали, которые в последующем будут отображаться на печатях, и процесс это глубоко творческий. Во втором же рисунок передается мастеру-гравировщику, который вырезает или вытравливает его на форме для тиражирования. Такая гравюра также считается авторской, но при этом отличается большей простотой.

История появления и развития гравюры

Впервые гравюра как способ тиражирования важных изображений появилась в Китае в VI–VII веке. Через некоторое время этот вид печатного искусства становится традиционным и в молодой Японии. Европа же знакомится с ним лишь в конце XIV века. Причем впервые на его преимущества обратили внимание немецкие художники.

Первые европейские штампы отличаются максимальной простотой рисунка (чаще всего христианской тематики). В отдельных случаях краска даже наносится вручную. Использует их по большей мере церковь, распространяя среди неграмотного населения листки с нанесенными оттисками, представляющими собой сюжеты из Библии. Примерно в это же время изготавливаются и примитивные формы календарей и азбук. К середине XV века (1430 г.) появляется первая ксилографическая книга, на которой иллюстрации и печатный текст соседствуют на одной доске.

Методы печати в это время неуклонно совершенствовались, и в конце XV – начале XVI вв. появляется «кьяроскуро» – особый вид гравюры в цвете. При выполнении рисунка таким методом мастера применяют несколько пластин, на каждую из которых наносится краска одного из цветов спектра. Изобретателем такого способа печати считают Уго да Карпи (ок.1455–ок.1523). Однако из-за сложности данного метода в дальнейшем он практически никогда не применялся и, хотя и не ушел со сцены полностью, вновь проявил себя лишь в XIX веке. Деревянные ксилографические книги слишком долго прослужить не могли. К тому же на штампах из этого материала практически невозможно было выполнить мелкие детали и подробности. Поэтому почти одновременно с ксилографией начинает развиваться и гравюра на меди.

В то время как оттиски, выполненные в технике ксилографии, по большей мере считаются неким «ширпотребом», который можно купить на любой ярмарке, печати по металлу признаются уже в качестве произведений искусства и становятся доступными в основном лишь знати. К концу XVI в. гравюра по меди достигла полного совершенства. Художники используют такие сложные в этом виде графического искусства элементы и приемы, как светотень и вариации штриховки. На XVII в. приходится расцвет новой техники – офорта. Штампы для рисунков изготавливаются методом травления. Приверженцами этого способа можно назвать таких известных мастеров, как Рембрандт, Пауль Рубенс, Жак Калло и другие. Огромное количество технических открытий, совершенное художниками, приводит к появлению к концу XVIII в. нескольких типов офорта (карандашный набросок, манера, акватинта, пунктир, меццо-тинто). В 1780-х годах англичанин Томас Бьюик изобретает технику деревянной торцевой гравюры. Это позволяет уйти от зависимости от расположения волокон. В результате становится возможным выполнение ксилографий, по красоте и точности передачи практически не уступающих гравюре по металлу. Однако еще и в это время гравюра считается всего лишь неким отражением живописи – второстепенным искусством. И только в XIX веке начинается ее возрождение в качестве отдельного вида искусства – самоценного эстампа.

Гравюра