ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Пунктир как вид станковой печатной графики

Пунктир (нем. punktieren – отметка точкой) или пунктирная манера – особый вид углубленной графики, выполняемой посредством металлических пластин с точечной гравировкой. Для изготовления штампов используется в основном медь. Относится к углубленной разновидности гравюры. Иногда этот способ называют также «английским». Изобретен данный вид графики был специально для выполнения репродукций. Тиражность штампов, выполненных в этой технике, составляет порядка 500-1000 экземпляров.

История возникновения

Пунктир как разновидность офорта впервые был применен в Англии во второй половине XVIII века. Хотя некоторые искусствоведы считают, что в эту страну данная техника была завезена все же с материка. Особое распространение в это время имела карандашная манера. Развитие метода часто связывают с именем итальянского художника Франческо Барталоцци (1727–1815), значительно улучшившего его. Именно у этого мастера учился русский гравер Г. И. Скородумов, создавший множество произведений в этой технике. Неоценимый вклад в развитие русской карандашной манеры внес и А. Г. Ухтомский. Однако в целом пунктир в России особого распространения все же не получил. После наивысшего расцвета в XVIII веке этот вид эстампа стал постепенно использоваться для выполнения рисунков все реже.

Техника исполнения

На тщательно отполированную «доску» наносится грунтовочный слой. Затем на нем гравировальной иглой процарапывают рисунок (едва касаясь металла). Далее офортный лак снимают растворителем. По всей поверхности пластины проставляют огромное количество точек, больших или маленьких – в зависимости от тоновой градации того или иного участка. Таким образом, выполняется как фон, так и само изображение. Штамп может быть изготовлен как чисто механическим способом, так и в сочетании с травлением. В первом случае в качестве инструмента используется так называемый пусон – отточенный в виде ромба, треугольника, квадрата или круга стальной стержень. Его приставляют к пластине и бьют молотком, выполняя, таким образом, ряд точек. Чем больше они будут углублены и чаще расположены, тем темнее будет в дальнейшем участок на бумаге. При использовании комбинированного метода предварительно пластину обрабатывают пусонами или иглами, а затем вытравливают еще и в кислоте, тем самым дорабатывая ее.

Рисунки на бумаге или ткани с использованием таких штампов выполняются точно так же, как и с помощью обычных медных или стальных пластин со штриховальной гравировкой. Большим тоновым разнообразием такая гравюра не отличается, однако выглядит очень неплохо, так как отличаются мягкостью переходов светотени и нежностью градаций. Иногда мастера сочетают этот метод с другими техниками гравировки, чаще всего с резцовой.

Разновидности пунктирной манеры

Карандашная манера. С помощью этой техники создаются полные имитации рисунков, выполненных графитным карандашом, пастелью или сангиной. Гравирование штампа при этом выполняется химическим методом. Доска предварительно покрывается лаком, а затем коптится. Штрихи при этом выполняются специальной рулеткой – стальным колесиком с острыми насечками, свободно вращающимися на оси и закрепленными на ручках. Проходя по поверхности закопченной пластины, этот инструмент оставляет на ней светлый след. Оттиски, выполненные таким способом, отличаются четкостью штриха. Все точки имеют четко протравленную границу.
Цветная пунктирная манера. Эта разновидность пунктира позволяет выполнять гравюры, в точности имитирующие пастельные или акварельного рисунки. Все цвета при этом наносятся на бумагу или холст с одной доски.

Избранные работы

«Благословение ратника» (1812 г.) А. Г. Ухтомский. Картина была выполнена мастером в качестве отклика на события Отечественной войны 1812 года.
«Портреты князя Павла I и Екатерины II» (1765 г.) Луи Бонне. Первый представляет собой репродукцию с картины В. Эриксона, второй – рисунка Ж.-Л. де Вели.
«Северный Амур» (после 1812 г.) А. Г. Венецианов. Цветная гравюра, выполненная мастером по собственному рисунку.
«Рыбная ловля» Ч. Найта. Этот мастер был учеником Ф. Бартолоцци. Репродукция выполнена с картины не слишком известного и популярного художника Р. Уестолла;
«Портрет Лавинии» (1787) Ф. Бартолоцци. Репродукция с работы Д. Рейнольдса.

Скрупулезная и требующая большого мастерства пунктирная манера с художественной стороны представляется зачастую достаточно однообразной. Этот способ все-таки несколько ограничивает возможности проявления творчества автора. Возможно именно поэтому пунктир не получил особого распространения. Однако работы многих художников выполнены со всем совершенством, на которое только способна эта достаточно интересная техника.

Пунктир