ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Предметный орнамент

Предметный орнамент (вещный) – особая разновидность декора, в котором используются изображения театральных и музыкальных атрибутов, а также предметов быта и военной геральдики. Возник в античный период. Очень широко использовался в эпоху Возрождения (рококо, барокко), в XIX в, в 20-х годах XX в.

Краткая история вещного орнамента

Во времена Ренессанса в данном виде орнамента нашел отражение модный тогда реалистичный стиль, представление в живописи обычных предметов быта. Так, на использовавшихся ранее чисто символических бороздах начал изображаться реальный, живой росток, а на орнаментальных схемах – орудия труда (лопаты, серпы, мотыги и т.д.). По прошествии некоторого времени в декор начали добавлять и рисунки предметов быта. Выступали они при этом зачастую в качестве иллюстрации к системе мироздания. Подобные орнаменты используются в это время как элементы декора книг (заставки, титульные листы, обложки и т.д.), как резьба, украшающая мебель, в виде кованых и лепных деталей. В XVII – XVIII веках вещные мотивы широко использовались в гравюре. Однако наибольшей популярности отдельный предмет в качестве орнаментальной композиции достиг в XIX веке.

Европейский предметный орнамент XIX века

В начале XIX века в моду входит скромный стиль бидермейер, основной особенностью которого становится чувственное восприятие каждой вещи в жилище. Дома наполнялись огромным количеством сентиментальных предметов, предназначенных для создания уютной романтичной атмосферы. Влияние этого стиля (впоследствии ставшего синонимом мещанства) на орнамент было поистине огромным. Еще одной серьезной предпосылкой широкого проникновения отдельной вещи в декор стало активное применение в этот период натюрмортов, составленных из предметов быта в образовательных заведениях. Дух бидермейера был жив в искусстве, в том числе и в декоративном узоре вплоть до конца XIX века. В конце этого столетия в орнаменте часто используются предпочитаемые буржуа в обычной жизни предметы.

Чаще всего при этом изображаются:

• комнатные безделушки – шкатулки, иголки, вазочки, брошки и т.д;
• прогулочные аксессуары – зонтики, трости, шляпки;
• предметы спортивного назначения – конские уздечки, клюшки, ракетки, мячики;
• охотничьи аксессуары – ножи, мачете, ружья;
• средства передвижения – коляски, кареты, сани;
• детские игрушки – куклы, мячики, погремушки, пустышки;
• аксессуары курильщиков – табакерки, трубки, кальяны;
• посуда и столовые принадлежности – тарелки, ложки, подносы.

Вплести подобные аксессуары в обычный ленточный орнамент довольно сложно. Поэтому в этот период особенно популярным становится дискретная разновидность. Предметы в таком орнаменте расположены на плоскости и на некотором расстоянии друг от друга. Среди подобных декоров XIX века встречаются настоящие шедевры. В этот период используются как простейшие изображения, композиция которых включает лишь одну вещь с расположением по пересечению перпендикулярных линий в 90°, так и более сложные, состоящие из повторений этой вещи. При этом применялся как линейный, так и комбинированный раппорт. Один и тот же мотив мог быть представлен в разных поворотах.

Предметный орнамент как средство агитации (XX в.)

В 20-х годах в традицию входит изображение предметов «нового быта» в орнаменте в агитационных целях. Чаще всего подобный декор используется для текстиля и фарфора. Агитационная тематика, в частности, была одобрена АХРР. В настоящее время в архивах отечественных музеев и выставочных отделений текстильных компаний можно найти множество образцов одежды и аксессуаров с орнаментальным изображением тракторов, шестеренок, самолетов, танков, глобусов и т.д.

Такой агиттекстиль пользовался у населения огромной популярностью и активно раскупался. Известные художники того времени (Л. Я. Райцер, М. В. Хвостенко, М. С. Назаревская и другие) рассматривали текстильный орнамент не как элемент украшательства, а именно как самоценную композицию. Одежда для них была всего лишь холстом. В начале 30-х годов популярность агиттекстиля несколько снижается. К примеру, в 1933 г. в газете «Правда» появляется фельетон Г. Е. Рыклина «Спереди трактор, сзади комбайн», высмеивающий формальную суть такого орнамента и неудачные формы его применения.

Первые образцы агитационного фарфора выпускаются в советской России в 1918 г. на бывшем Императорском фарфоровом заводе. Группой художников, занимавшихся декорированием данных изделий, руководил русский художник и график С. В. Чехонин. Зачастую орнаменты с изображением предметов «нового времени» наносились на нерасписанные заготовки, оставшиеся с дореволюционного периода. Старая марка с царским вензелем на обороте попросту зачеркивалась. Рядом же рисовались новые эмблемы – серп и молот, колосья и т.д.

Предметный орнамент