ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Орнамент в византийском стиле

Византия возникла при распаде восточной части Римской империи (IV в.). Столицей государства стал Константинополь, и именно здесь искусство великого Рима, смешавшись с традициями Востока, дало жизнь новой культуре. Византия становится центром нового декоративного стиля и распространяет свое влияние на Запад. В орнаментике этого государства очень часто использовались христианские мотивы (монограмма Христа, рыба, голубь, крест и т.д.). Одной из отличительных особенностей византийского декора считается то, что он выполнен не просто в качестве обычного украшения, а как элемент прославления Бога. Это касается и светской орнаменталистики.

Основные отличительные особенности византийского орнамента

• Утонченность и пышность. Узор становится необыкновенно декоративным и служит выражением идеалов новой культуры.
• Композиция строится на обычном пересечении горизонталей и вертикалей, сетки и диагоналей. Подобная техника явно заимствована в восточных странах.
• Причудливая узорчатость. Здесь явно прослеживается влияние персидского традиционного узора.
• Присутствующие в декоре спирали, пальметты, свастики, меандры построены на основе сочетания креста, квадрата и круга. Эти древние мотивы в данном случае наполняются христианской символикой.

Основные мотивы византийского орнамента

Древо Жизни. Этот символ, использовавшийся с древнейших времен, художники наполняют новым смыслом. Мотив полностью сливается с идеей креста и несет в себе символику евхаристии. Теперь Древо Жизни – это отражение Царствия Небесного и самого Христа. Изображается он в виде виноградной лозы. Помимо всего прочего, данный растительный орнамент символизирует Вселенскую церковь и всех верующих.
Лилия. Это растение символизирует вечное обновление природы. Лилия была геральдическим растением Верхнего Египта. В Византии она становится символом Благовещения.
Спираль. Этот элемент часто преобразуется в соприкасающиеся круги, заполняющие фон особой сеткой. В этом проявляется персидское влияние.

Плетенка. Изначально пришедший из арабских орнаментов в Византии этот мотив становится принципом построения орнаментальной композиции.
Акант. Элемент, заимствованный из античных декоров. Считался символом вечной жизни. Подобный орнамент можно видеть на капителях церкви св. Сергия и Вакха, св. Полиевкта, в храме Софии Константинопольской.
Византийский цветок. Один из самых широко применяемых мотивов в византийском орнаменте. Выполнен в виде трех- или пятилепестковых пальметт. У основания такого элемента имеются характерные спиралевидные усики. Данный мотив очень часто можно видеть на орнаментах византийских тканей и в миниатюрах.
Монограмма Христа. Данный символ представляет собой скрещенные начальные греческие буквы имени Христа – «Х» и «Р». При этом по краям обычно размещаются α и ω (альфа и омега). Такой знак можно видеть, к примеру, на монетах царя Иппострата (130 г. до н.э.), на монетах Ирода Великого, у египетских Птолемеев, царя Митридата и т.д. Однако, несмотря на явно языческие корни, этот знак все же был применен христианами, ассоциировавшими символ с именем Христа.
Грифон. В византийских орнаментах олицетворяет силу и мудрость, а также божественное и человеческое начало Христа. Грифонов нередко можно видеть на шелке XI – XIII вв., на серебряных чашах, на блюдах IX – X вв.
Рыба. Один из раннехристианских символов, олицетворяющий Спасителя. Дело в том, что по-гречески «рыба» звучит как «ихтиус». Данное название использовалось как тайная монограмма «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».
Голубь. Символ очищения души. Часто изображается сидящим на виноградной лозе (Древо Жизни) с оливковой веткой в клюве (извечный символ – от ветхозаветного Ноя с ковчегом до шедеврального рисунка Пикассо).
Лавровый венок. Символизирует победу Христа над смертью. В Древнем Риме такой венок подносили полководцам-победителям, в Греции – олимпийским чемпионам, которым полагались божественные почести.

Орнаментальная византийская мозаика

Именно в Византии была создана технология производства смальты. В V–VI вв. орнаменты из нее широко использовались для украшения храмов. Позднее к подобному декору, который мог быть как геометрическим, так и растительным добавились изображения Христа, апостолов, Божьей Матери, святых. Постепенно мозаичная икона выходит в оформлении на первый план. Орнамент же становится не более чем узкой полоской вокруг этих монументальных панно. Однако в 730 г. императором Львом III Исавром издается указ о запрете почитания икон. После этого художниками была разработана сложнейшая система изготовления орнаментов из смальты. Приемами, изобретенными в эти времена иконоборчества, мастера пользовались вплоть до падения Византии.

Широко использовался орнамент в книгах и в декоративно-прикладном искусстве. Византия в культурном, политическом и особенно религиозном смысле была прямой наследницей Рима. Россия, Сербия, Румыния, Болгария и Грузия взяли за основу многие тенденции духовного и художественного роста Восточной Римской Империи. В качестве ярчайших примеров этого тезиса можно привести мозаики и орнаменты важнейших храмов Древней Руси – Софии Киевской и Новгородской.

Византийский стиль