ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Иконопись в Грузии

С IV века, с тех пор, как христианство распространилось в Грузии, наблюдается рассвет монументальной живописи и иконописи. Грузинские мастера славятся работами по металлу, и множество икон выполнено в этой технике. Живопись тоже занимает особое место в мировой культуре – древние грузинские фрески отличаются особым стилем.

Технология грузинской иконописи

Конечно же, многое было взято у основоположников – византийских мастеров, но материалы используются несколько отличные от тех, что предпочитали античные живописцы. Доска пропитывается тёплым желатиновым клеем несколько раз, затем оклеивается паволокой. Большие заготовки оклеивают ещё и с изнаночной стороны, чтобы доска не деформировалась со временем. Грунтуют левкасом. Разведя водой, левкас обязательно цедят сквозь органзу, отсеивая крупные частицы, способные повредить следующий за ним, золотой слой. С помощью шкурки поверхность доводят до гладкого состояния, очень осторожно, чтобы не оголить паволоку, затем наносятся контуры рисунка.

Современные школы художественной живописи придумали множество хитростей для нанесения эскиза. Рисунок можно увеличить или уменьшить с помощью современной техники до требуемого размера, затем бумага натирается красящим пигментом, крепится к подготовленной основе и, с помощью передавливания, на доске остаётся чёткий оттиск. Контуры корректируются карандашом, для больших картин прописываются краской.

Золочение требует умелости, специальных приспособлений и осторожности. Можно резать золотые листочки с помощью ножниц или ножа, предварительно обезжирев спиртом. На основу наносят два слоя белого лака, промежутком в двадцать минут, пластинки золота накладываются и проглаживаются мягкой кисточкой. Далее пишут икону в технике темперы.

Композиция

Доска при создании копии иконы должна соответствовать размерам. В случае изменения параметров, в первую очередь, выверяются пропорции фигур относительно нового размера доски. Каноны иконописи не допускают слепого копирования, грузинские мастера тщательно изучают несколько изводов прежде, чем создать новое изображение, только в этом случае удастся передать духовный смысл иконы. Прежде, чем писать, нужно изучить историю иконы, прочесть описание жизни святого, изображённого на ней, помолиться, и только ощутив присутствие образа святого на подготовленной для его написания доске, можно приступать к работе. Таков завет для иконописцев в любые времена, в любом государстве. Следование ему лежит глубоко на совести мастера.

Известные иконы

Широко известна икона Божьей матери. Согласно преданию, в 1622 г. её украли персы во время военных действий в Грузии. В 1625 г. Стефан Лазарев, приказчик купца Лыткина, случайно обнаружил её во время визита в Персию, выкупил и вернул на историческую родину. Спустя четыре года купец построил церковь под Архангельском, подарил утварь, богослужебную литературу и икону. С тех пор в монастыре начались чудесные исцеления, и в 1658 г. царём Алексеем было принято решение ежегодно отмечать празднованием день внесения чудесной иконы в церковь. С 1698 г. начали устраивать шествие с иконой, чтобы освятить город и христиан. Икона приобрела такую популярность и славу, что её носили во многие другие города, в том числе в Москву, в разгар чумы. Благодаря чудодейственной силе исцелился сын серебряных дел мастера Гавриила Евдокимова. Благодарный отец заказал список с грузинской иконы, который поместили на почётное место. Ещё копии находятся в Никольском приделе, в храме папы Римского, в Москве. Оригинал пропал при невыясненных обстоятельствах.

Икона благоверной Тамары не менее почитаема. Во время правления царицы Тамары Грузия достигла своего расцвета. Были налажены не только социальные и экономические связи государства, но и религиозные. Можно сказать, что своим примером она показала, что такое истинная христианская любовь, доказала, что власть можно превратить в божье оружие, используя её исключительно для милосердия. Подобное отношение царица имела не только к своему народу, но даже к врагам. Несмотря на благожелательное ко всем отношение, Тамара пережила немало нападок со стороны соседних государств и предательство своего мужа. Последние годы жизни провела в монастыре, предаваясь размышлениям и молитвам. Место захоронения с точностью не известно. В 1213 г. царица была причислена к лику святых.

В конце XIX века, вдохновлённый древнегрузинскими фресками историк и живописец Михаил Сабинин (монах Геброн) подарил миру один из своих шедевров – икону «Слава Грузинской Католикосской церкви». Впитывая с раннего возраста духовное наследство своей страны, художник постарался передать историю становления церкви, чтобы прославить её и дать наставление потомкам.

Грузинская икона