ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Скульптура Японии

Пластическое мышление сложилось в Японии гораздо раньше изобразительного. Развивалась скульптура этой страны в самом тесном взаимодействии с живописью, декоративно прикладными искусствами и, прежде всего, с архитектурой. Скульптуру можно назвать одним из самых древних видов искусства Японии. Этот вид искусства в Японии, несмотря на свою самостоятельность, всегда был частью единого ансамбля, и полной мере проявился в этой стране только после принятия буддизма. Однако и до этого японские мастера выполняли оригинальные фигурки, в основном из глины. По периодам возникновения можно выделить несколько основных типов подобного рода произведений японского искусства.

Характерные особенности изваяний Японии

Одной из основных отличительных особенностей японской скульптуры является строгий канон, определяющий ее построение. Все образы символичны и в то же время необыкновенно емки и лаконичны. Японские изваяния – это обращение к вечным истинам. В них нет абсолютно ничего житейского. Основной материал, который использовался при выполнении скульптур – древесина. Япония – страна, богатая на леса. А поэтому практически все здания, в том числе и культовые, строились из бревен. Следовательно, для достижения максимально гармоничного сочетания фигурки божеств тоже должны были быть деревянными. Доведенные до совершенства приемы резьбы – еще одна отличительная особенность японской скульптуры.

История развития японской скульптуры

Вплоть до наступления эры феодализма, японская скульптура оставалась едва ли не единственным видом изобразительного искусства этой страны. Даже еще и в средневековье храмовые росписи играли в оформлении по сравнению с пластикой второстепенную роль. Свое ведущее положение скульптура продолжала сохранять вплоть до XV века. Именно она определяла пропорции храмов и светских зданий. Кардинально все изменилось после принятия Японией буддизма. Средневековая и древняя скульптуры этой страны различаются очень сильно. Порой даже трудно представить себе некую преемственность художественных решений.

Во времена неолита японскими мастерами создавались необыкновенно выразительные ритуальные сосуды и особые погребальные фигурки – догу. Эти идолы должны были вечно служить умершему в потустороннем мире. Сосуды в своей монументальности напоминают настоящие скульптуры. В начале первого тысячелетия в Японии появляются специальные алтари. И хотя представляют они собой не более чем обычные камни, важно то, что человеку удалось выделить определенное значимое место среди окружающей природы. Очень интересны японские погребальные изваяния – ханива. В основном такие статуэтки были найдены в могилах древних японских вождей III – VI вв. Малая пластика отличается чистотой форм и некоторой обобщенностью поз, выражений лиц и жестов.

В Средние века японская скульптура, так же как и вся культура этой страны в целом, переживает свой расцвет. Принятие и распространение в VII – VIII вв. буддизма сблизило Японию со многими другими странами. Огромное влияние на ее культуру начинают оказывать традиции древнейших высокоразвитых государств – Китая, Индии, Корее. В это время повсеместно лепились и вырезались скульптурные изображения буддистских божеств. Разумеется, появляются они и в Японии. В иконографии Будды этого периода буквально все имело важнейшее значение – поза, одежда, выражение лица и даже такие мелочи, как элементы прически. В VIII веке во время подъема, переживаемого государством, начинают возводиться очень большие храмы. Разумеется, они обставляются огромным количеством статуй. Для изготовления скульптур чаще всего используется бронза, золоченая древесина, глина. Главной святыней буддистского храма этого времени становится алтарь. На нем в иерархическом порядке располагаются скульптурки буддистского пантеона богов. Прямой связи между средневековой японской скульптурой и современной, конечно же, не прослеживается. Однако именно древняя техника изваяний посодействовала воспитанию в японском народе особого декоративного и композиционного чутья.

Японские нэцкэ

Нэцкэ использовались японцами в качестве своеобразных брелоков, предназначенных для удержания в нужном положении кисета с табаком. Наиболее популярными они были в период Токугава (1603 – 1868). Предмет этот - не просто функциональная или декоративная принадлежность. Нэцкэ несут в себе многоплановую символику. А это значит, что когда-то к ним относились как к культовым предметам. Эту разновидность японской скульптуры можно назвать завершающим этапом средневекового развития культуры.

Позолоченная Триада

Самой знаменитой японской культовой скульптурой можно считать бронзовую позолоченную Триаду VII. Эта композиция является основной святыней храма Хорюдзи. Создал Триаду Тори Бусси – древний японский скульптор.

Скульптурные произведения периода Дзёмон

Такое название получила эпоха неолита, которая существовала за несколько тысячелетий до нашей эры. На территории Японии в это время, помимо разного рода предметов бытового назначения, изготавливались идолы из глины, так называемые догу. Выполнялись они в очень интересной гротескной манере. Для оформления таких небольших по размеру скульптур использовался узор «дзёмон», в переводе означающий «узор веревки». Основными отличительными особенностями их были пластическая деформация и упрощенность, условность. Такие признаки, впрочем, характерны для первобытного искусства практически повсеместно.

Особенности скульптуры периода Яёй и Кофун

Данная эпоха названа по одной из самых распространенных типов керамики. На рубеже нашей эры начинает распространяться земледелие, пока примитивное. В результате появляются земледельческие поселения. Древние мастера этого времени изготавливают изделия из бронзы и глины. Скульптура становится более гармоничной и привлекательной. Мастера создают глиняные изображения людей, птиц и животных - ханифа. В III веке такие фигурки начинают устанавливаться рядом с курганами. Изготавливаются подобные скульптуры из глины. Древние мастера скатывали из этого материала жгуты, затем сворачивали в кольца. Из них и выполнялись скульптуру, которую затем обжигали в печи. В отличии от догу, ханива характеризуется необыкновенной выразительностью и живостью. Художник мог изобразить воина, девушку с интересной прической или даже целую процессию.

Скульптура начала распространения буддизма

Во времена императрицы Суйко (593 – 628 гг.) в Японии начинает активно распространяться буддизм. Новая религия требует устройства новых храмов. При строительстве культового сооружения Хрюдзи принцем Сетоку было поручено иностранному скульптору Тори создание самой главной скульптуры Японии – статуи Будды. Таким образом, в 623 году была выполнена группа «Троица Будды Сяка». Эта интереснейшая композиция существует и по сей день. Три фигуры группы вписаны в треугольник. Центральная фигура Будда Сяка выполнена очень искусно. Одежда ниспадает складками с ног и рук и закрывает пьедестал. Поскольку этот Будда был главной японской скульптурой, в стиле Тори начали выполняться и другие статуи. Однако нельзя сказать, что этот мастер придумал данное направление самостоятельно. Похожие изображения существовали в Китае в эпоху династии Вэй. В это же время в других районах Китая начинает развиваться и другое направление в скульптуре. Фигуры этого стиля выполнялись совершенно в другой манере. Изготавливались они в основном из бронзы и дерева. При этом использовалась техника литья по восковой модели, что позволяла выполнять очень мелкие детали. Такие бронзовые фигурки в наши дни можно видеть во многих храмах городов Киото и Нара и в провинциальных монастырях.

Скульптура периода Тан

Конец VIII века в Японии ознаменован утверждением в японской скульптуре национального стиля. В это время начинает развиваться направление «итибоку». Скульптуры этого периода вырезаются из цельного куска дерева и отличаются полнотой фигур и необыкновенной выразительностью лица. Одежда фигурок монументальная и жесткая. На нимбах выполняются очень красивые узоры. Отличный пример такой скульптуры – статуя Одиннадцатиликой Каннон в монастыре Хокэдзы в Нара. Особенности скульптуры X – XII века В этот период начинает создаваться скульптуры национальных божеств религии синто. В середине XI буддистским монахом Дзете было выполнено огромное количество очень красивых скульптур в утонченном стиле ямато. До наших дней сохранилась сделанная в его стиле скульптура Будды в храме Хоодо в городе Феникса. Впечатляет ее высота – более 3 м.

Скульптура периода Камакура, Мурамати и Эдо

XII век в Японии отмечен установлением правления военных домов. В это время значительно меняется и стиль изготовления скульптур. Уходит в прошлое эпоха изящества и утонченности. Скульптура становится необыкновенно динамичной. Статуи выполняются в абсолютно реалистичной манере. Период Мурамати (1333 – 1568) отмечен созданием просто огромного количества самых разнообразных масок, которые использовались в основном в театрах. В эпоху Эдо (1600 – 1868 гг.) наблюдался некоторый возврат к стилю периода Камакура. Во многих монастырях и храмах Японии до наших дней сохранились ценнейшие произведения искусства самых разных периодов истории, выполненные величайшими мастерами. Скульптура этой страны отличается оригинальностью и неповторимой самобытностью. Безусловно, и в наше время она так же радует глаз ценителей прекрасного, как и в прошлые века.

Япония