ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Раннехристианская и византийская мозаика

И греки в период эллинизма, и римляне использовали мозаику в основном для украшения стен. При этом в качестве материала чаще всего применялся мрамор. Раннехристианские настенные мозаичные композиции практически не имеют прецедентов. Выполнялись они из смальты. По сравнению с мрамором это кубическое непрозрачное окрашенное стекло давало гораздо более яркие цвета и намного больше оттенков.

Основные характерные признаки византийских мозаик

К основным отличительным особенностям раннехристианских мозаик можно отнести:
• использование смальты как основного материала для создания панно;
• прямой набор и наличие четких контуров в картине;
• правильные пропорции человеческих тел;
• яркость красок. Мозаичисты Византии использовали в своих панно зеленые, нежно-голубые, ярко-синие, розовые, бледно-лиловые и красные оттенки. Фон всегда выполнялся из золотой смальты;
• монументальность. Панно обычно выложены с большим размахом;
• расчет падения угла света. Византийские мастера умели учитывать оптическое слияние оттенков в глазу, смотрящего на картину зрителя;
• бархатистость картин.

В эпоху утверждения христианства мозаика занимает в византийских храмах господствующее положение. Стены и потолки расписываются смальтовыми изображениями библейских святых и сценками из Евангелия, образами апостолов и Христа. К шедеврам раннехристианского мозаичного искусства, безусловно, можно отнести панно «Крещение Христа и апостолы» в Равенне, «Никейских ангелов», «Добрый пастырь в райском саду» в мавзолее Галлы Плацидии.

Мозаики Софии Константинопольской

Среди памятников раннехристианского зодчества особенно выделяется София Константинопольская – храм, построенный в 324-337 годах византийским императором Константином. Первые мозаичные иконы в этом соборе были созданы в 867 году, сразу же после окончания эпохи иконоборчества. Красивейшее панно с изображением Богоматери, держащей на руках Христа, украсило аспиду. На примыкающей к ней виме византийские мастера выложили из смальты изображение архангела Гавриила. Кубики материала в этих двух картинах расположены совершенно свободно. Они то выстраиваются в ряд, то составляются наподобие живописных мазков. Мозаики несколько худшие по качеству, чем эти две, открыты над южным вестибюлем храма. На входной стене выложен деисус. Рядом находилось изображение Крестителя, ныне утраченное.

На своде когда-то мастерами было выложены изображения 20 святых. До наших дней сохранились лишь изображения мученика Стефана, пророка Изекииля и императора Константина. На боковых стенах в люнетах первоначально находились мозаичные образы 12 апостолов и 4 византийских патриархов. Как можно судить по сохранившимся до наших дней фрагментам, эти панно изготовлялись не слишком умелыми мастерами, скорее всего монахами, культивирующими восточнохристианские традиции. В северном тимпане в 878 году были выполнены панно Игнатия Богоносца, Иоанна Златоуста и четырех других святых. Во времена правления Льва VI (886–912) центральный люнет украсила композиция с Христом, перед которым на колени опустился сам император. В северной галерее на северо-западном столбе был открыт портрет императора Александра, выложенный в 912 г. Самодержец изображен в великолепном облачении в строгой фронтальной позе. Софию Константинопольскую украшают и другие замечательные мозаики, не утратившие своих ярких красок до наших дней.

Мозаики Софии Киевской

Главным христианским храмом на Руси была построенная в XI века Ярославом Мудрым София Киевская. В этом соборе сохранилась самая полная коллекция подлинных мозаик той эпохи. Панно, украшающие храм, выполненные когда-то русскими и приглашенными из Византии мастерами, никогда не переделывались и не дополнялись при реставрации. Шедевры Софии считаются одними из самых красочных произведений мозаичного искусства из всех известных. Древними мастерами при их изготовлении было использовано 35 оттенков коричневого, 34 – зеленого, 23 – желтого, 21 – синего и 19 красного, всего в общей сложности 150 различных оттенков. Археологические раскопки, произведенные недалеко от храма, подтверждают существование находившейся неподалеку от него мастерской по производству смальты.

Центральным является изображение Спасителя, выполненного в главном куполе храма. Его мощная фигура заключена в медальон. Суровый Пантократор как-будто обозревает землю с небес. Медальон украшают архангелы (из четырех сохранился лишь один). В барабане изображены апостолы, а на столбах четыре евангелиста. Над главным алтарем выложена Богородица Оранта. Как Спаситель символизирует церковь небесную, так Дева Мария представляет в храме церковь земную. Монументальное панно высотой в 5,5 метров встречает каждого входящего в храм. Несмотря на то, что картина выполнена на вогнутой поверхности, воспринимается она абсолютно без искажений. Раннехристианские мозаики поражают яркостью своих красок и монументальностью. Смальтовые панно, дошедшие до наших дней, служат свидетельством непревзойденного мастерства древних мозаичистов, византийских и русских.

Раннехристианская и византийская мозаика