ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Древнерусская мозаика

Искусство стеклоделия было известно многим славянским племенам, населявшим территорию Руси. Этот вид ремесла был широко распространен не только в Киеве, но и в Рязанском, Владимиро-Суздальском, Черниговском княжествах, а по некоторым данным, и в Смоленском, а также в Полоцком.

Начиная как минимум с IV в., именно стеклоделие и производство эмалей (легкоплавкого стекла) стали предшественниками древнерусской мозаичной живописи, основанной на применении цветных смальт, получившей широкое распространение в отделке храмов и светских архитектурных сооружений в X – XII вв. Подобный декор на Руси в этот период достаточно часто использовался при оформлении княжеских гражданских сооружений. Доказательством тому служат обнаруженные при раскопках в Киеве (вблизи от Десятинной церкви) прямоугольные фрагменты каменных зданий – «гридниц» (X – XI вв.), служивших местом собраний княжеской дружины. Судя по частично сохранившимся фрескам и мозаикам, эти дворцовые сооружения имели очень богатую отделку. Однако гораздо больше известно примеров смальтового оформления интерьеров в древнерусском храмовом зодчестве.

Мозаика древнерусских храмов

При оформлении храмов мастерами Древней Руси использовалось в основном два вида мозаики.

• Мозаика пола. Такая отделка фрагментарно сохранилась в некоторых киевских и черниговских храмах, а также в церквях Новгорода Великого и в ряде других городов.
• Мозаика сводов, куполов и стен. В качестве примера подобного декора можно привести прекрасно сохранившиеся шедевры Софии Киевской (1037 – 1067). Также до наших дней дошли фрагменты подобных мозаик в Михайловском Златоверхом соборе в Киеве (вторая половина XI в.) и в Софии Новгородской (1048 – 1050).

Мозаика украшала и стены таких храмов, как Благовещенский (1186) и Спасский (XI в.) соборы в Чернигове и Успенский собор Киево-Печерской Лавры (1073 – 1078). К сожалению, смальтовые композиции этих церквей до наших дней не сохранились.

Техника древнерусской мозаики полов

Различают две разновидности техник набора мозаичных полов. Первая использовалась в X столетии. Примером такого способа оформления могут служить полы Десятинной церкви. Мозаика в этом храме выложена непосредственно на черновой пол. При этом пластинки мрамора, порфира и яшмы вдавлены в довольно толстый слой известково-цемяночного раствора.

Примером второго способа укладки мозаики, который начал использоваться в XI в., может служить оформление собора св. Софии в Новгороде. В этом случае площадь пола предварительно покрывалась большими плитами известняка или шифера. Далее в них делались углубления, которые и заполнялись мозаичным набором, выполненным из кубиков смальты. При использовании обеих техник мозаикой украшался не весь пол целиком, а лишь центральная его часть. Остальная площадь заполнялась керамической плиткой с цветной поливкой.

Мозаичные ансамбли Софии Киевской и Софии Новгородской

В самом первом на Руси христианском соборе, построенным, по некоторым данным, князем крестителем Владимиром – Софии Киевской – сохранилось несколько мозаичных панно.
• Богородица Оранта или «Нерушимая стена». Эта огромная мозаика расположена над главным алтарем и встречает каждого, входящего в храм.
• Господь Вседержитель. Доминирующее панно интерьера, украшающее главный купол. По краям древними мастерами были выложены изображения четырех архангелов, из которых до наших дней сохранился только один.
• Фрагментарно сохранившиеся фигуры апостолов на барабане купола.
• Изображение евангелиста Марка в парусах.
• Мозаика «Причастие» на фризе под Орантой. Еще ниже идет пояс из мозаичных изображений отцов церкви и святых.
• Несколько медальонов с поясным портретом Христа и святых в подпружинных арках.
• Фрагменты мозаичных орнаментальных украшений в разных частях храма.

Панно и декоры Софии Киевской были выложены русскими мастерами с использованием цветной смальты более 150 оттенков. В качестве основы для выполнения мозаик при этом был взят декор главного христианского храма Византии – Софии Константинопольской.

Еще одним примером мозаичного оформления древнерусских храмов может служить отделка собора св. Софии Новгородской, построенного несколько позднее Софии Киевской. Декор этого храма не отличается таким богатством красок, однако также заслуживает внимания. Мастерам удалось использовать всего несколько разных оттенков, но отделка ни в коем случае не выглядит монохромной и неброской. Мозаичными плитами в этом храме украшены «горнее место» (место владыки), нижняя часть алтарной аспиды, а также седалище (места для духовенства). Необыкновенно впечатляют наборные мозаичные полы, а также орнаменты стен, доминирующим мотивом которых является крест.

Дошедшие до наших дней мозаики храмов и гражданских сооружений выполнены с огромным мастерством и представляют собой доказательство бесспорного таланта древних русских художников, а также высокого уровня развития производств по изготовлению цветной смальты.

Древнерусская мозаика