ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Мозаичные панно в Помпеях


Помпеи принадлежат к числу наиболее значимых и известных городов Древнего мира, который таит в себе огромное количество разноплановых образов мозаичного искусства. Причем выразилось это не только в создании реалистичных мозаичных картин, которые по праву можно считать шедеврами, но и в составлении напольных мозаик, которые выполняли функции утилитарных напольных покрытий. Если говорить о художественной стилистике и о сюжетной линии, то следует отметить, что помпейские мозаики отражают в себе не только исторические этапы древнего искусства, но и предугадывают его развитие в будущем. Реализм, примитивизм и символизм, а порой и сюрреализм – вот отличительные особенности мозаичных картин, создаваемых помпейскими мозаичистами, которые использовали при этом разнообразную цветовую гамму. Большая часть мозаичных произведений находится на данный момент в Национальном Археологическом музее Неаполя. При этом в самом городе Помпеи можно насладиться уникальными мозаичными творениями, составленными из цветного камня. Многие шедевры просто поражают оригинальным выбором цветовой гаммы и габаритами мозаичных фрагментов.

Одна из известнейших мозаичных картин города Помпеи – это «Битва при Иссе» из Дома Фавна. Популярной данная работа стала не только благодаря бесстрашному образу Александра Македонского, но и яркий художественный стиль, эмоциональный характер картины, который заключается в глубоком драматизме и эмоциональности. Сюжет мозаичного панно – это один из важных моментов истории Древнего мира. Сражение армии Александра Македонского с отрядом императора Персии Дария позволило великому полководцу продвинуться в восточные земли, ближе к Индии.


Эксперты считают, что данная мозаика была составлена в I столетии нашей эры по эскизу греческого художника Филоксена из Эритреи. Сложный характер композиции подчеркивается огромным количеством фигур солдат, всадников, которые находятся в движении. Черты лиц персонажей мозаичной картины изображены с максимальной точностью. На данный момент мозаика храниться в Археологическом музее Неаполя, хотя ранее она декорировала пол в Доме Фавна в Помпеях.


Вторая, не менее значимая мозаичная картина – это «Помпейский кот», на которой изображено животное семейства кошачьих (одни считают, что автор изобразил леопарда, другие уверены в том, что художник создал образ кота). Специфическая пятнистая окраска изображена настолько реалистично, что не остается и тени сомнений в том, что на мозаике мозаичист запечатлел хищника с когтистыми лапами. Однако недружелюбный оскал животного вряд ли следует рассматривать как воинствующий – кот скорее играет, приготавливаясь к прыжку за игрушкой.

 Napoli, Museo Archeologico Nazionale, da Pompei, Casa del Fauno 06

В данной картине отчетливо отражен один из классических приемов римских мастеров составления мозаик – фигура на картине подчеркнута не только разноцветными кубиками, но и выложенными по линии фоновыми фрагментами белыми цвета. Мозаика максимально естественно передает объем тела кошачьего хищника, а тени от лап усиливают эффект реалистичности картины.


Помимо этих работ, следует остановиться на мозаике под названием «Cave Canem», что означает «бойся собаки». В Помпеях рисунок сторожевого пса выступал в качестве охранного талисмана и оберегал хозяина от неприятностей, которые могли создавать непрошеные гости. Надпись «Cave Canem» стала неким образцом для подобного рода обозначений.
Большая часть сторожевых собак изображается в черно-белой цветовой гамме - фигура пса, который охраняет дом, составлена их множества черных кубиков на светлом фоне. Габариты и сюжеты мозаичных произведений с изображением собак автор определяет по своему усмотрению, поэтому животное может иметь крупный размер и выглядеть максимально реалистично, либо быть маленьких габаритов, которые смотрятся вполне безобидно. Агрессивные и злобно настроенные собаки – такую тему выбирает мозаичист в большинстве случаев, хотя встречаются изображения миролюбивых псов.

На примере вышеописанных мозаик можно проследить различия в конфигурации и стилистики изображений. Искусство Помпеи условно классифицируется на несколько этапов, так как город переживал подъемы и кризисы на протяжении многих веков.


В древней мифологии существует один из ярких образов сторожевого пса – это Цербер, который охраняет вход в потусторонний мир. Не исключено, что, изображая на входе сторожевую собаку, горожане лелеяли надежду о том, что она сможет спасти и уберечь их от бед и напастей внешнего мира, а также сохранит спокойствие в их доме. К сожалению, данные мозаичные шедевры в конечном итоге не смогли выполнить данного предназначения.


Следует упомянуть также о сохранившихся до нашего времени образцах мозаик вилл Помпеи и внутреннего интерьера дворов. Горожане разбирались не только в тонкостях изобразительного искусства, но и умели грамотно обустроить собственное жилище, привнеся в него атмосферу домашнего тепла и уюта. Несомненно, полы своих домов жители Помпеи предпочитали декорировать растительными или геометрическими узорами, выложенные на фоне белых или черных фрагментов.


Мозаичные панно в Помпеях