ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Мозаика собора Санта Мария Маджоре


Собор Санта Мария Маджоре относится к числу самых главных и почитаемых базилик в Риме. История его возникновения связана с легендой, согласно которой в 352 году одному богатому римлянину Патрицио и папе Либерию I во сне приснилась Мадонна, которая велела построить церковь в том месте, где завтра выпадет снег. Утром 5 августа жители обнаружили снег на холме Эсквилин, где и решено было возвести церковь. В 440 году ее сменила базилика, построенная папой Сикстом III, которая была богато украшена мозаикой и посвящена Богоматери.

В дальнейшем каждый папа стремился достроить и украсить эту базилику. В украшении собора на протяжении веков принимали участие многие известные мастера. В 1740 году Фердинандо Дуга достроил фасад с портиком и лоджия, стена которой украшена хорошо сохранившимся до наших времен мозаичным декором начала 14 века. Сюжетом мозаичной картины является чудо, связанное с летним снегопадом. Над созданием этой мозаики трудился Филиппо Рузутти.

Великолепие храма невозможно описать. Войдя в него и взглянув на всю эту красоту, невольно представляешь, какой объем работ приходилось выполнять художникам разных эпох. Мозаики не утратили своей яркости и позволяют нам сегодня наслаждаться красотой и сочностью старинных мозаичных картин, созданных великими мастерами.

Мозаики главного нефа и триумфальной арки собора принадлежать к эпохе правления папы Сикста III, который находился на престоле с 432 по 440 год. В центральной части нефы находятся фрески, которые относятся к 5 веку, на которых изображены сцены из Ветхого Завета. Мозаика даже сейчас поражает яркостью и свежестью красок. На триумфальной арке с помощью мозаик изображена сцена рождения Христа и поклонение людей ему.

Вверху колонн нефа помещены мозаичные картины, сюжетом которых также являются жизнеописания из Ветхого Завета. Таких мозаик 36 штук, и относятся они к V веку. На мозаичных картинах, расположенных непосредственно над алтарем, изображена Дева Мария и сцены из детства Христа. Согласно соблюдениям принципа функциональности колоризма ранних христианских мозаик, их принято читать снизу вверх. Если внимательно вглядеться в кусочки мозаик, можно заметить легкие переходы от одного оттенка к другому, формирующих отдельные сюжеты и сцены. В этих старинных мозаиках присутствует еще много античного.

В трактовке пространства мы можем наблюдать веяние иллюзионистического стиля, типы лиц и пропорции фигур выполнены в традиционном античном стиле. Продолжением этой темя является круглая композиция из мозаики, сюжетом которой является коронация Девы Марии и Триумф, но они выполнены мастерами XII века. Над мозаикой «Коронование Марии» трудился известный в XII веке мастер Якопо Торрити. Эта мозаика стала основным его произведением, несмотря на то, что он занимался созданием мозаичных картин для многих храмов. Мозаика была создана мастером в 1295 году и установлена в апсиде. На мозаике изображены сидящие фигуры Марии и Христа в богато украшенных золотых плащаницах. Иисус показывает верующим книгу, в которой видны слова, объясняющие смысл мозаичного сюжета: «Приди, моя любимая, и я воздвигну тебя на трон». Слева под ними находится фигура Николая IV в коленопреклонной позе. С правой стороны картины изображен кардинал Якопо Колонна, который завершил мозаичное украшение собора после смерти папы. Модели, которые использовал Якопо Торрити в своей картине, были позаимствованы из Франции. Об этом свидетельствуют похожие сцены, изображенные на порталах в соборе Нотр-Дам в Париже. Слева внизу свода картины художник оставил сове имя. Под картиной «Коронование Девы Марии» Торрити поместил мозаику «Успение Марии».

Примерно с 1292 по 1297 гг. над украшением западного фасада собора Санта Мария Маджоре трудился еще один известный мастер-мозаичист Филиппо Рузутти. Сегодня его мозаики скрыты под барочным фасадом. На них можно увидеть величественную фигуру Иисуса, который восседает на троне и находится в окружении фигур святых и четырех евангелистов. Стиль Рузутти отличается от стиля Торрити. В его работах можно проследить влияние поздним античным образцам, но в вытянутых фигурах и архитектурных формах можно заметить влияние французской готики.

Нельзя не остановиться на описании полов в соборе Санта Мария Маджоре, которые являются уникальным произведением искусства. Такие полы можно встретить во многих храмах Рима. Они украшены великолепным орнаментом, сделанным из кусочков разноцветного мрамора, и выполнены в технике, которая была изобретена римскими мастерами известного семейства Космати. Такой мозаичный стиль в соборе по степени живописности перекликаются с мозаичным полом Константинопольского дворца, в них явно ощущается влияние живописи Константинополя. Но это совсем не означает, что мозаики создавали константинопольские мастера. Над их созданием трудились римские мозаичисты, испытавшие на себе воздействие константинопольской мозаичной техники.


Мозаика собора Санта Мария Маджоре в Риме