ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Искусство мозаики в творчестве мастеров Российской Академии художеств


Как известно, мозаичное дело в России перестало развиваться с момента смерти его основателя Михаила Ломоносова. Для его возрождения были приглашены итальянские мастера. В 1851 году в северной столице учреждается Мозаичная мастерская императорской Академии художеств. Штат мастерской состоял из семи старших, семи младших художников, четырех учеников, которые набирали мозаику и хранителя смальт. Первыми учениками Мозаичной мастерской были Н.М. Алексеев, Ф.Ф. Гартунг, М.П. Муравьев, М.И. Щетинин, Г.М. Агафонов. Помимо этого, из Италии приглашаются известные химики Леопольдо Бонафеде и Жюстиано, которые знали все тонкости приготовления смальты.

В 1864 году рядом со зданием императорской Академии художеств возводится непосредственно Мозаичная мастерская, в которой производились смальты разнообразных оттенков. Русская смальта пользуется спросом и в иностранных государствах. В России итальянские мастера приобретают определенные разновидности смальт, чтобы вспомнить некогда утерянные секреты производства смальт. Мозаичное искусство мастеров императорской Академии художеств – это, прежде всего, монументальные полотна, которые украшают здание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурга. Условно историю набора мозаик для этого собора можно разделить на два этапа.

Первый этап - это 1851 – 1885 годы. В то время были составлены мозаики, которые декорируют боковой и центральный иконостас.
Второй этап – период после 1917 года. Тогда были отделаны мозаикой царские врата, пилоны, аттик и паруса Исаакиевского собора.

За всю шестидесятилетнюю историю составления мозаик для Исаакиевского собора по живописным картинам библейских сюжетов было собрано семьдесят четыре мозаичных полотна. Большая часть данных произведений была создана известным мозаичистом того времени Т.А. Неффа, который использовал картины художников К.П. Брюллова, А.Е. Бейдемана, П.В. Басина. К числу знаменитых мозаичных произведений, созданных в тот период, относятся «Тайная вечеря», «Воскресение Христово», «Рождество Богородицы».

Эскизы получались как настоящие живописные шедевры с многообразием цветовых оттенков, четкой детализацией и другими атрибутами реализма. Они не имели ничего общего со стандартным мозаичным шаблоном, подразумевающим обобщенный характер изображения, который задается самим материалом. Сами итальянские учителя, которые творили, используя в работе принципы, применявшиеся при декорировании собора Святого Петра, ставили задачу наиболее приближенно воссоздать образ живописных оригиналов. Для отделки собора и была образована студия мозаики Ватикана. Бесспорно, с данной задачей мозаичистам, декорирующим здание Исаакиевского собора, удалось справиться. В их произведениях чувствуется максимальный реализм.

При этом большинство экспертов полагают, что на рубеже 18-19 веков мозаику можно считать несвоевременным материалом. Расцветом мозаичного искусства в России можно считать период прошлого века, когда становится понятным, что мозаика имеет собственный стиль. И, несмотря на то, что данный вид монументального искусства давно это доказал, вопрос о реализме в мозаике возникает нередко. Следует подчеркнуть, что создание мозаичных картин для украшения Исаакиевского собора – это главный заказ мозаичной мастерской императорской Академии художеств за всю историю ее существования.

Однако мастерская также выполняла и другие заказы, в мозаичных полотнах нуждалось государство. Многие состоятельные люди заказывали мозаичные картины в качестве подарка членам императорской семьи европейских дворов. Мозаикой украшались также государственные, религиозные, общественные учреждения северной столицы. В период с 1870 по 1880 годы в Мозаичной мастерской императорской Академии Художеств были созданы мозаичные шедевры, которые декорировали стены и своды храма Христа Спасителя в Москве общей площадью 50 кв. м., некоторые фрагменты мозаик сохранились до настоящего времени.

В 1881 году мозаичист И.Е. Вершинин собрал удивительный по красоте мозаичный портрет российского императора Александра II. С 1890 по 1900 годы в мастерской создаются уникальные мозаичные полотна, украсившие впоследствии иконостас храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. В 1911 году в северной столице состоялась церемония освящения храма Христа Спасителя. Алтарная мозаика, которая декорирует здание храма, была создана фирмой «Пуль и Вагнер». Знаменитые мозаичные произведения, изображенные на столбах храма, в частности, «Моление о чаше», «Нерукотворный Спас», «Несение Креста» были собраны мастерами Мозаичной мастерской императорской Академии по эскизам художника В.М. Васнецова.

Искусство мозаики мастеров Российской Академии художеств