ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Альбрехт Дюрер

Биография и первые творческие успехи

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - главный представитель немецкого Возрождения. Родился в семье ювелира. Вначале он обучался делу отца, но затем оставил его и стал осваивать живопись. Учителем начинающего художника был Михаэль Вольгемут - выдающийся живописец и график, известный как автор «Пляски смерти».

В 1494 году Дюрер открыл свою мастерскую в Нюрнберге. Там он занимался живописью, но главным его увлечением была графика. Дюрер изготавливал два вида гравюр – на дереве (ксилографию) и металле. Недорогие оттиски с дерева стремительно распродавались торговцами. Они были популярны среди народа и принесли автору известность и деньги. Художник не доверял свои доски резчику, собственноручно вырезал изображения, поэтому гравюры получались художественно безупречными. Каждый штрих соответствовал авторскому замыслу. Более сложные гравюры из меди делались для высшей образованной публики, разбиравшейся в античной мифологии и способной понять аллегорическую символику.

«Четыре всадника»


В 1497 году появляется серия гравюр «Апокалипсис». Это были иллюстрации к последней библейской книге «Откровение Иоанна Богослова». Самая известная из гравюр этого цикла – «Четыре всадника». Перед зрителем разворачиваются драматические события: по миру стремительно скачут Чума, Война, Голод и Смерть. Их кони топчут людей всех возрастов и сословий. В поднебесье летит Божий ангел. Самый страшный всадник – Смерть, неестественно тощий старик, под ним такая же лошадь. Произведение описывает события, которые, согласно «Откровению», будут происходить на земле перед приходом Божьего Царства. Гравюра наполнена чувством страха и тревоги.

Апогей творчества


Произведения Дюрера обеспечили ему и его семье состоятельную жизнь. С 1513 г. уже прославленный художник начинает работу надо тремя известными гравюрами: «Рыцарь, дьявол и смерть», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Они стали вершиной графического творчества. Дюрер, всю жизнь увлекавшийся гравюрой, довел свое мастерство до совершенства.

Меланхолия


«Меланхолия» - самая загадочная из этих трёх работ. Она просто переполнена аллегорическим смыслом. Меланхолик – один из четырех типов темперамента, которые были выделены ещё древними греками. Меланхоликам свойственна чувствительность, утонченность, ранимость. Они с трудом переносят жизненные перемены, легко впадают в уныние, также им свойственно особое понимание красоты, способность к изысканному творчеству. Сам Дюрер приписывал себе именно этот тип нервной системы. Главный персонаж произведения – задумчивая и печальная крылатая дама. Она, прежде всего, олицетворяет личность автора – его тоску и переживания. Дюрер недавно перенес смерть матери. На голове у героини произведения - венок из лютиков, в те времена считалось, что он способен уменьшить печаль. Рядом с главной фигурой разбросаны предметы, связанные с наукой, что указывает на тягу к знанию и личностному развитию. У её ног лежат столярные инструменты – символ созидания, ведь сам Иисус Христос был плотником.

На заднем плане, на стене здания находится магический квадрат (таблица из чисел, сумма которых одинакова в любых направлениях – по вертикали, горизонтали и диагонали). Эта деталь говорит не только об увлечении Дюрера математикой, квадрату приписывались магические свойства. Считалось, что он придает человеку жизнерадостность. Слева, свернувшись, спит собака. В эпоху Возрождения – это животное-символ, близкое меланхолику, так как у нее развитый интеллект и одновременно склонность к бешенству, которое ассоциировалось с душевным заболеванием. Рядом с магическим квадратом на стене висят колокольчик и песочные часы, означающие мрачные мысли о смерти, присущие меланхоликам. Эта гравюра, как и другие графические произведения Дюрера, отличается чёткостью линий, ясной границей света и теней. Предметы словно вылеплены, изображения очень объемные. Пространство четко разделено на передние и задние планы.

Святой Иероним в келье


Особенной ясностью перспективы отличается «Святой Иероним в келье» (1514). Изображение комнатки кажется трехмерным. Келья не выглядит аскетично, она скорее похожа на уютный кабинет. Старец работает за резным столом, в окружении мягкой мебели, на полочках лежат подушки, книги и разные занятные предметы (например, череп), у стены стоит удобная домашняя обувь. Келья Иеронима залита светом, просто удивительно, какой выразительности добился художник, обладая лишь белой основой бумаги и черным штрихом. У входа дремлет абсолютно домашний мирный лев, атрибут святого, рядом с ним скрутилась и спит собачка. Образ мудреца, несомненно, исполнен теплотой. Иероним способствовал распространению Библии, переведя её на латинский язык, он покровительствовал переводчиками, а также тем, кто испытывал тягу к знаниям. Неудивительно, что он был популярен в Германии в XVI веке. Как раз тогда звучали призывы перевести Библию на современные европейские языки, чему всячески препятствовала католическая церковь. Стремления сделать Священные Писания общедоступными имели успех. К 1534 году Мартину Лютеру под защитой князей удалось сделать полный перевод Нового и Ветхого завета. Этот колоссальный труд является шедевром.

Немецкая гравюра уникальна, она во многом превзошла современную ей живопись. Вершиной графики Ренессанса, конечно же, стали произведения Дюрера, которые отличались не только высоким художественным уровнем исполнения, но также были наполнены глубоким философским смыслом. У Альбрехта Дюрера, так же, как у его друга Лукаса Кранаха Старшего, другого выдающегося мастера немецкого Возрождения, было много учеников. В его мастерской работали замечательные художники. Их работы, ставшие иллюстрациями к европейским книгам, считаются эталоном станковой графики.

Альбрехт Дюрер