ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Издательская марка


Издательская марка – особого вида графическое изображение, используемое компанией, производящей полиграфическую продукцию в качестве фирменного знака. Чаще всего располагается на переплете или на титульной странице. Очень часто в этой эмблеме отображается специфика деятельности издателя. Изобретение издательского знака неразрывно связано развитием издательского дела и прежде всего с жесточайшей конкуренцией между крупнейшими полиграфическими компаниями.

Стремление фирм, занимающихся выпуском печатной продукции, к выработке собственного стиля ее оформления привело к необходимости создания ими собственной символики. Помимо прочего, создание издательской марки было обусловлено появлением на рынке огромного числа подделок.

Правила создания издательской марки

При создании издательской марки художник руководствуется, прежде всего, общими принципами создания всех торговых логотипов.

• Достоверность. Символ должен вызывать у потенциального потребителя доверие к данной конкретной фирме, производящей полиграфическую продукцию.
• Новизна и уникальность. В условиях жесточайшей конкуренции это правило можно считать едва ли не основополагающим.
• В смысловом плане должно быть явственно выделено преимущество данного конкретного издателя.
• Максимальная информативность при простоте самого изображения.
• Узнаваемость. Издательская марка должна быть изготовлена таким образом, чтобы покупатель запомнил ее.

При создании торгового знака того или иного издательства художник должен отдавать предпочтение таким факторам, как лаконичность, соответствие целевой аудитории, легкость чтения, причастность потребителя, нейтральность эмоций.

История издательской марки

Самым первым издательским знаком, увидевшим свет, считается символ, использованный немецкими первопечатниками П. Шеффером и И. Фаустом на последней странице "Псалтыри" (1457 г.). Собственные торговые знаки имелись у всех знаменитых династий печатников - Плантенов, Этьенов, Эльзевиров и т.д. К примеру, на издательском знаке полиграфической компании Плантенов (созданной в 1555 году) была изображена рука с циркулем и подписью "Трудом и постоянством". Голландская компания Эльзевиров, открытая в 1592 году, имела несколько издательских марок. При этом на самой главной был изображен орел.

Обычно знак издателя помещался на титульном листе сразу под заголовком, иногда в колофоне (на последней странице), на суперобложке, либо даже переплете. В разные исторические периоды этот символ называли "экссудебат" (лат. exsudebat), "сигнет" (нем. Signet) или «типографская марка».

В России первым издательским знаком стал герб с изображением реки, представлявший собой отображение древнерусской буквы «зело». Впервые он появился в "Апостоле" (1574), изданном Иваном Федоровым. С тех пор первопечатник проставлял его на всех своих книгах. Этот символ очень сильно напоминал изогнутое тело дельфина на знаменитой издательской марке венецианского печатника Альда Мануция, издававшего свои книги XVI веке. Поэтому многие историки считают, что Иван Федоров и этот книгоиздатель были знакомы. Наибольшее распространение издательская марка получает в России во второй половине XVIII века. Иногда эти знаки заключались в овал, иногда использовалось изображение литеры, жезла Меркурия и т.д. Известны, например, многочисленные издательские марки Московского университета.

Каждый новый издатель, арендовавший его типографию, разрабатывал свой собственный фирменный знак (С.И. Селивановский, Н.И.Новиков, Х.Клаудий). Очень часто на подобных марках, помимо изображения, использовался и какой-нибудь девиз. К примеру, на издательской марке Н. П. Румянцева, главы книгоиздания научной направленности в России (1813-1826), стоял девиз "Не оружием только".

До второй половины XIX века в подобных символах преобладали в основном вензельные знаки. Однако ближе к концу этого столетия начали появляться и марки изобразительного характера. В качестве примера можно привести издательские марки товарищества "Просвещение". Большое количество подобных символов было создано у нас в стране в период с расцвета печатной графики (на рубеже XIX – XX вв). Большинство из этих знаков были авторскими и являлись настоящими шедеврами изобразительного искусства. Созданием подобных знаков занимались Д. И. Митрохин, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский и другие.

В советское время одним из первых торговых символов Госиздата стало изображение рабочего с молотом и крестьянина с серпом, занятых чтением книги. После революции над созданием книгопродавческих знаков работали такие известные мастера, как С.В. Чехонин (выполнил два специальных знака для книжной лавки «Антиквариат» Н. Д. Волкова и П. В. Губаря), М.И. Пиков, В.А. Фаворский, Н.В. Кузьмин (создавали издательские марки для "Книжной лавки писателей") и другие.

Издательская марка