ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Палладианство


Палладианство – стиль раннего классицизма, пришедший из Венеции от итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио (1508 - 1580). Это направление претерпевает расцвет в период XVII – XIX вв., особенно в Англии, а также в России, Северной Америке (Белый дом архитектора Томаса Джефферсона), в Польше. Одни видят в этом стиле архитектуры холодность и нехватку фантазии, другие – интернациональность и рационализм, особенно в загородных виллах.

Архитектура палладианства

Здания, созданные Палладио, находятся в Венеции и в городе Виченца: виллы, дворцы и церкви. В своем архитектурном сочинении «Четыре книги об архитектуре» Палладио следует принципам, определенным римским архитектором Витрувием (I в. до н.э.) и Леона Баттиста Альберти, который также следовал разработкам Витрувия, основанным на математических пропорциях.

Палладио создавал виллы, вдохновляясь фасадами римских храмов. Влияние этих храмов вскоре стало визитной карточкой его работ. Его виллы обычно имели три этажа. Самый нижний - цокольный этаж для прислуги и небольших комнат. Выше – этаж для благородной публики, в котором также были приемная и спальные комнаты. Следующий этаж – мезонин (надстройка) с дополнительными комнатами. Пропорции каждой комнаты рассчитывались, исходя из простых математических правил с соотношениями 3/4 или 2/3. Раньше архитекторы использовали эти формулы, только чтобы уравновесить фасад, Палладио же применил их для всего здания.

Практичность

Палладио создает виллы в соответствии с окружающей местностью. Если здание находилось среди холмов, то фасады строились таким образом, что с каждой стороны открывалась чудесная панорама. Кроме того, с каждой стороны выстраивались порталы, чтобы можно было полностью оценить окружающую местность. Архитектор много думал об использовании виллы как фермы. У таких зданий часто были дополнительные невысокие боковые пристройки, предназначенные для содержания животных или хранения сельскохозяйственных принадлежностей. В XVIII веке они стали неотъемлемой частью виллы.

Среди особых примет палладианства можно также обозначить:
• колонны коринфского ордера;
• все части здания размещены вокруг внутреннего дворика;
• треугольные фронтоны на фасаде здания;
• уравновешенная композиция и строгая симметрия: одна половина здания является буквально зеркальным отражение первой половины;
• учет перспективы;
• использование классических форм и декоративных мотивов;
• иногда использовались маски в качестве оформления.

Палладианство в Европе

В Англии палладианская архитектура появилась благодаря Иниго Джонсу после его путешествия в Италию. Этот стиль основан на записях Палладио и изучения архитектуры античности и Ренессанса. Наилучшими примерами являются Королевский дворец в Гринвиче, Королевская часовня в Сент-Джемс. Джонс и его современники в основном воспроизводили палладианизм лишь на фасаде здания. Они далеко не всегда применяли палладиановские пропорции для планировки всего здания, всех его частей. Небольшое количество загородных домов в этом стиле было построено в 1640-1680 гг.

Лорд Ричард Бойл Верлингтон также питал интерес к палладианству. Вилла Ла Ротонда по проекту Палладио вдохновила лорда и Уильяма Кента, другого маститого архитектора, на создание Чизик Хауса, который был построен в середине XVIII века. Строгая и симметричная усадьба с двойной лестницей, куполом и колоннами органично вписалась в роскошный парковый ансамбль. Над последним архитекторы тоже потрудились немало. Уильям Кент также является автором дома с центральным корпусом в Холкемхолле. Архитектор проработал не только здание с портиками и фронтонами, но и мебель.

Палладианство в России

Примеры палладианства можно увидеть и в России. Палладианский тип «дома с циркумференциями» был впервые применён архитектором Чарльзом Камероном во дворце в Павловске (1782). В этом стиле создано большое количество зданий известного архитектора Джакомо Кваренги, который много работал в Петербурге: Английский дворец (Петергоф), Академия наук, Смольный институт, Ассигнационный банк, Александровский дворец в Царском селе, Мариинская больница, Эрмитажный театр. В русской архитектуре можно также выделить некоторые творения И.Е. Старова, М.Ф. Казакова, усадьбы Н. А. Львова (например, «Знаменское»).

Рубеж XIX-XX вв. был ознаменован возрожденным интересом к палладианству в контектсте усадебной практики. Благодаря неоклассикам и, прежде всего, И.В. Жолтовскому, оно стало вновь востребовано и в последующую сталинскую эпоху, став одним из ключевых архитектурных моментов в до и послевоенной застройке городов нашей страны.

Палладианство