ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Альберти


Леон Баттиста Альберти (1402 - 1472) – флорентийский писатель-гуманист, автор книги «О зодчестве», оказавшей сильное влияние на историю архитектуры. Он работал над значением глубины и перспективной конструкции. Альберти родился в 1404 году в Генуе. Его отец принадлежал к династии банкиров и торговцев. Мальчик учился на севере Италии: в Венеции, Падуе, затем в Болонье. Он изучал латинский, греческий, право, но больше всего способностей проявлял в математике. В годы обучения в университете в Болонье начал интересоваться математическими науками. Альберти был разносторонним человеком: работая в папской канцелярии писателем, он был еще и архитектором, картографом.

Теория

Приехав во Флоренцию, Альберти познакомился с Брунеллески, с которым у него было много общих интересов относительно математики, ее влияния на гармонию и красоту архитектуры. В этот период его интересы были чисто теоритическими. В 1430 году Леоне начал работать у кардинала католической церкви. Служба обязывала его много ездить, в том числе во Францию, Бельгию и Германию.

В 1432 году он начал литературную карьеру, устроившись работать в папскую канцелярию в Риме, где писал биографии святых на латинском языке. Пребывание в Риме было очень важным для Альберти: именно здесь у него зародилась любовь к античной архитектуре. Таким образом, он начал изучать классическую архитектуру, а также рисовать, заниматься лепкой. По причине возникновения в Риме восстания против папства (1434) Альберти пришлось бежать вместе с папой Евгением IV во Флоренцию.

В 1434 году он написал «Три книги о живописи», где рассматривался вопрос о пространственном изображении предметов, законы перспективы. Альберти объяснил метод создания перспективы, используя метафору открытого окна. То, что мы видим из него, предстает в виде пирамиды: чем дальше предметы, тем они меньше. Книга была посвящена Брунеллески, идеи которого были для него сильным источником вдохновения. В 1443 году Альберти смог вернуться в Рим. В это время он стал активно заниматься архитектурой и ее взаимосвязью с математикой. В 1952 году он написал книгу «О зодчестве», взяв тексты из «Десяти книг о зодчестве» Витрувия, единственной книге об архитектуре, созданной во времена античности. Теория, изложенная в этой книге, применялась при строительстве городов на протяжении столетий.

Практика

Альберти не только писал книги об архитектуре, но и сам был великолепным архитектором. Главный шедевр – храм Сант-Андреа в Мантуе, воплощение «живой» архитектуры как снаружи, так и изнутри. Имеет строение в форме латинского креста (один конец длиннее других трех). Основной неф представлял большой зал, а вместо боковых нефов – капеллы. В роли потолка - цилиндрический свод. Вход выполнен в виде гигантской триумфальной арки в романском стиле. Фасад декорирован пилястрами длиной во всю стену. Таким образом, Альберти добился впечатления величественности и открытости здания. Строительство началось в 1472 году.

Помимо церкви Сант-Андреа, Альберти принадлежит проект фасада базилики Санта-Мария-Новелла, строительство которой началось в 1447 году. Фасад был инкрустирован черно-белым мрамором, что позволило визуально создать наиболее правильные пропорции. Полоса черно-белых квадратов пролегает по верхней части фасада. Базилика завершается римским фронтоном. Наряду с элементами античности появилась новая деталь – S-образные завитки на крыше, которые смягчают некоторую строгость здания.

Почти в это же время был заложен первый камень дворца Ручеллаи. Для создания этого дворца Альберти нарисовал обычное трехэтажное здание, а затем декорировал его фасад. Было использовано три классических ордера на трех уровнях фасада: начиная с первого этажа - дорический, ионический с капителью и коринфский.

В 1450 году Сигизмондо Малатеста поручил Альберти отреставрировать готическую церковь Сан-Франческо в Римини (храм Малатесты). Боковые стороны здания окаймлены ложными классическими аркадами, а фасад украшен римской триумфальной аркой и небольшим треугольным фронтоном. Часть проекта Альберти не была реализована (например, планировалось возвести купол как у римского пантеона).

Влияние

Записи Альберти о живописи и архитектуре оказали сильное влияние на творческую мысль XVI-XVII вв. Обучение живописи и архитектуре во французских академиях включало более твердое формирование принципов, ранее созданных Альберти. Что касается архитектуры, большие «завитки» на фасаде (над входом) у Санта-Мария-Новелла в дальнейшем использовались у других зданий. Базиликальный тип церкви Сант-Андреа был позаимствован архитектором Джакомо Виньола при создании иезуитской церкви Иль Джезу.

Леон Баттиста Альберти