ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Классицизм начала XVII века


Термин «классицизм» происходит от латинского «classicus» – образцовый (французский эквивалент – «classicisme»). Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в культуре XVII-XIX веков. При введении этого термина не следует ограничиваться рамками европейской культуры, поскольку классицизм ярко был представлен и в России, частично как производная от европейской культуры, но имевший свои уникальные особенности.

Философские истоки классицизма содержатся в идеях Декарта, его концепции рационализма. Классицизм нашел свое выражение в музыке, архитектуре, живописи, литературе, то есть он стал господствующим направлением в течение двух столетий. Любое произведение, написанное в рамках классицизма, должно строиться по определенным канонам.

• Ориентировка на античный образец. Это не означает примитивного копирования, скорее, это – следование духу античности, утраченному «золотому веку» с его гармонией, единством микро- и макрокосмов, человека и вселенной, человека и природы. Огромное влияние на становление классицизма, особенно в литературе, имело учение Аристотеля, его «Поэтика».
• Любое произведение должно строиться на основе строгих канонов, отражая гармонию мироздания.
• Человек становится центром мироздания.
• Вводится иерархия стилей: высокие и низкие. В живописи – историческая живопись, портрет, жанровая живопись, пейзаж и натюрморт (в порядке убывания) и литературе – трагедия и ода, драма и эпопея, комедия и басня. Каждый из жанров имеет свои типологические особенности. Смешение жанров и приемов для их написания недопустимо.
• Нравоучительность. Произведение должно учить человека, выдвигать его на новую ступень развития, способствовать усилению лучших черт. Произведение служит образцом, «как надо действовать и как не надо».
• Доминирование разума, рассудка над эмоциями. Отсюда же: диктат общественного над личным, долга над чувствами, часто возведенное в абсолют.
• Интерес к героическому.
• Вынесение на первый план важных существенных черт в противовес незначительным.

Это наиболее общие черты классицистических произведений. Естественно, классицизм как течение эволюционировал, изменялся, приобретал национальные особенности, но общая структура всегда оставалась в определенных рамках.

Классицизм берет свое начало в XVI веке. Интерес к античному искусству появился в эпоху Возрождения как поиск идеального при смене формаций, на стыке Средневековья и Возрождения. Падение средневековой культуры, пронизанной мистико-религиозным духом и устремленное к идеалам христианства, отрицанием телесного вызвало реакцию ухода к корням языческой культуры; то, что долго отрицалось, стало образцом. Идеалы неземного, мистического, поиски Царства Божьего заменились сугубо земными, телесными идеалами; «золотой век» из вневременной плоскости перешел во временную плоскость – отсюда и интерес к античному искусству. По сути, эпоха Ренессанса и заложила основы классицизма.

Уже в XV веке один из теоретиков Ренессанса Леон Баттиста Альберти выразил идеи будущего направления XVII века, классицизма. В творчестве Рафаэля, по мнению некоторых исследователей, проявляются сугубо классицистические черты («Афинская школа», 1511). Однако мы не можем говорить о развитии классицизма в XV веке, а только об отдельных чертах, которые послужат основой для возникновения этого направления в более позднее время. Следующий этап становления классицизма – это, без сомнения, болонская школа и творчество братьев Карраччи. Но и здесь нельзя говорить о выражении стиля, только об определенных потенциях. Если быть более точным, то не само творчество Карраччи является предтечей классицизма, а сами идеи Болонской академии, поскольку она, с одной стороны, ориентировалась на античные образцы и искусство Ренессанса, с другой – создавала догмы, академизм, систематизировала образование, то есть создала каноничность, меру правильного и неправильного в живописи. Скрупулезность исследования античных мастеров и мастеров эпохи Возрождения, по сути, и есть предыстория возникновения классицизма. Творчество Караваджо затормозило развитие классицизма в Италии, подобно характеру самого мастера, и разрушило каноны, но процесс нельзя было остановить.

Говорить о развитии классицизма в живописи в начале XVII века достаточно сложно, поскольку классицизм в своей развитой форме найдет свое выражение только во второй половине века, однако можно проследить становление наиболее типологических и значимых черт этого направления, сделав обзор творчества европейских художников этого времени.

Начать обзор живописи этого периода нужно с Италии, несколько грубо выделив несколько тенденций: истоки и развитие барокко, болонский академизм и караваджизм. Барокко противоположно классицизму, хотя в поздний период во Франции он органично вберет в себя достижения барочного искусства. Творчество Караваджо и караваджизм с его стремлением к реалистичности, цветовым решениям, приземленности образов в большей степени ломает зарождающиеся каноны, чем способствует развитию классицизма. Болонская школа с ее скрупулезным изучением античности и Ренессанса, догматичностью и стремлением к морализаторству больше всех несет элементы зарождения классицизма. Монументализм, анатомическая точность, ориентировка на античные образцы, своеобразная пафосность, догматичность, достаточно жесткое следование идеалам Ренессанса и античности – это, по сути, предыстория классицизма. Но о развитии классицизма в Италии в чистом виде нельзя говорить.

Во Фландрии с преодолением средневековых жанров развивается маньеризм, болонский академизм и караваджизм, продолжает развитие реалистическая нидерландская живопись, которая, впитав в себя достижения барокко, образовала несколько отличающийся стиль, называемый «монументальным барокко», где ярко выделяется искусство Рубенса.

Голландская живопись этого периода характеризуется ориентированностью на запросы разных слоев населения: от аристократии до бюргерства. Основная ее характеристика – реалистичность, при бурном развитии голландской живописи она ориентирована на заказчика. Классицизм здесь не может проявиться, поскольку он, во-первых, не соответствует запросам, а, во-вторых, он органично связан с формированием абсолютизма. Развиваются в основном бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, искусство ориентируется на вкусы формирующейся буржуазии, средних слоев, в тематике присутствует интерес к реальности, повседневности.

Испанское искусство начала XVII века шло по пути развития реализма. Сильное влияние католической церкви, к тому времени уже весьма ослабевшее по сравнению с прошлыми периодами, конечно, накладывало свой отпечаток. Основное движение – реализм, сочетающийся с национальными особенностями, интерес к повседневной жизни.

О развитии классицизма как метода можно говорить только во Франции. Полностью развитый классицизм будет представлен только во второй половине XVII века, а относительно рассматриваемого периода можно говорить только о раннем классицизме или о начале его становления, что вернее, чтобы избежать терминологической путаницы. Французская живопись начала XVII века представляет собой противоборство реализма, барокко и зарождающегося классицизма. Реализм в основном связан с провинциями Франции, где сильны были тенденции противостояния формирующейся абсолютной монархии, классицизм же, наоборот, выражал идеалы абсолютизма, поэтому он и стал распространен позднее во Франции, преодолевшей феодальную раздробленность.

Относительно художников, являющихся родоначальниками классицизма, можно говорить только о двух, это Никола Пуссен и Клод Лоррен, также очень условно можно говорить о Эсташе Лессюэре. Сюда же можно причислить еще Симона Вуэ, но с большой натяжкой. Касательно развития классицистического начала в творчестве Никола Пуссена стоит сказать только в поздний период его творчества, с 30-х гг. XVII в., когда в его произведениях появляются специфические особенности, такие как преобладание рассудочного над эмоциональным, общественного и героического над личным, нравоучительность, особенные композиционные и колористические решения. Несмотря на это, в его произведениях есть и элементы барочности, ренессансности, а в ранних работах – элементы караваджизма.

Насчет пейзажной живописи Клода Лоррена стоит выявить фактор формирования особого вида классицистического пейзажа, точнее, лирического пейзажа с композиционным и колористическим решением в духе классицизма, пейзажа сентиментально-ностальгического, лишенного ярко выраженной героико-морализаторской основы. Говорить о классицизме в его творчестве можно с уверенностью только относительно рационально продуманной и выверенной многоплановой композиции, ориентировке на Ренессанс и античные образцы.

Рассматривать творчество Эсташа Лессюэра как художника-классициста нельзя, его официально причисляют к последователям барокко, что не совсем справедливо. У позднего Лессюэра работы именно классицистического направления, например, «Аллегория совершенного министра». Она строгая, парадная, и может считаться одним из образцов произведений классицизма, впрочем, это неудивительно, ведь она датируется уже серединой века, в расцвет политики абсолютизма, исполнена на заказ и выражает дух времени. Лессюэру также свойственна продуманность композиционных решений, колорит и широкое использование аллегорий.

Творчество Симона Вуэ относится скорее к «классицистическому барокко». Ему свойственна аллегоричность, сложность и некая запутанность композиционных решений. Его творчество – смесь различных течений Италии и Франции. Симон Вуэ был основателем художественной школы, в которой воспитывались и Лессюэр, и Лебрен, а последний стал известнейшим выразителем стиля Людовика XIV.

Таким образом, заканчивая краткий анализ развития классицизма начала XVII века, можно с уверенностью сказать, что, во-первых, классицизм как направление сформировался на базе ренессансного искусства, с его интересом к античности пришел через Италию во Францию, чему в немалой степени способствовала болонская школа, и только благодаря преодолению феодальной раздробленности и формированию абсолютизма получил свое бурное развитие, во-вторых, говоря о классицизме в начале XVII века с уверенностью можно сказать только о начальном этапе его развития. В - третьих, в этот период формирующийся классицизм испытывал постоянное давление со стороны других направлений – караваджизма, барокко – и порой, смешиваясь с ними, создавал особый сплав, в котором вычленить отдельные элементы того или иного стиля весьма затруднительно. В-четвертых, классицизм получил свое развитие только в тех странах, где ему способствовала общественно-политическая обстановка, то есть там, где он был востребован. И, наконец, уверенно отметив начальную точку развития классицизма, определив мастеров, нельзя искать его дыхание во всех произведениях Фландрии, Испании или Италии. Его принципиальные отличительные черты, в той или иной мере выраженные в творчестве художников, следует все же искать во Франции, где классицизм и получит позднее свое ярчайшее развитие.

Классицизм начала XVII века