ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Художественная роспись по дереву


Роспись по дереву – один из самых древних народных промыслов, корни которого уходят в языческие времена. В России этот вид искусства получил широчайшее распространение. Древесина – материал, с древности широко использовавшийся для изготовления многих предметов, необходимых человеку в повседневной жизни. Обладая поистине уникальными и универсальными качествами, она позволяет делать как большие по размерам сооружения, так и мелкую бытовую утварь.

Первоначально для украшения деревянных изделий использовалась исключительно резьба. Постепенно художественная обработка стала обогащаться цветом. Со временем подкрашивание резьбы развилось в самостоятельный вид искусства – роспись по дереву. В разных местностях, даже расположенных недалеко друг от друга, получили развитие непохожие приемы и методы декорирования древесины.

История русской росписи по дереву

Для наиболее старых деревянных расписных объектов, дошедших до наших дней (XVII – XVIII вв.) характерны прежде всего монументальность форм, сила орнамента и необыкновенная выразительность. Все предметы выполнялись древними мастерами максимально добротно – «на века». Прочность материала при этом сочеталась в них с необыкновенной красотой.

Обработка древесины проводилась древними мастерами часто без использования пилы, единственно при помощи топора и ножа. Долото же появилось в обиходе еще позднее – лишь к концу XVIII века. Особое распространение роспись по дереву получила в северных регионах нашей страны. Этому способствовали как природные условия, так и развитие торговли по берегам Северной Двины. Именно по этой реке проходили основные торговые пути из Москвы и других крупных городов средней части Руси. Замкнутость же и отдаленность таких районов, как Мезень и Пинеги, способствовала сохранению древнейших архаичных традиций.

Древние славянские мастера расписывали не только посуду и предметы быта. Очень часто подобным образом украшали фасады деревянных домов, а также интерьеры. Сам факт наличия расписных строений упоминается в исторических источниках еще с XVII в. Разного рода узорами и изображениями оформлялись как фасады, так и подшивки свесов кровель, нижние части балконов, наличники и ставни. Внутри деревянных строений расписанными могли быть стены, перегородки, печи и двери. Почти всегда росписью декорировалась и мебель. Народные художники, занимавшиеся этим видом промысла, часто организовывали артели. Иногда они работали целыми семьями и уходили далеко от места своего проживания на заработки.

Упадок расписного народного искусства начался в XIX веке. В это время в крестьянский быт начинают проникать безвкусные ширпотребные рыночные вещи. Оформление изделий народных промыслов все больше приспосабливаются ко вкусам городского населения. Постепенно старинное искусство росписи практически исчезло, сохранившись лишь в отдаленных северных регионах.

Славянские символы на деревянных предметах

При росписи предметов обихода и украшений, выполненных из дерева, зачастую использовались древние магические символы, которым наши предки язычники придавали большое значение.

Волнистая линия. Славянские мастера были уверены, что этот символ, будучи нанесенным на край горшка, не пропустит внутрь него злых духов.
Солярные знаки – символ солнца и светлых сил.
Шестилучевые розетки – громовые знаки, они являлись символом бога грозы Перуна.
Свастика – динамичный крест, символ движения природы.
Птица – символ счастья и удачи.
Конь – знак успеха и богатства.

Разновидности росписи по дереву

Можно выделить несколько русских методов росписи по дереву.

Хохломская. Технология ее берет начало в г. Семенове и деревнях Ковернинского района Нижегородской области в XVII в. Название промыслу дало село Хохлома, в котором проводились ярмарки по продаже именно таких изделий.
Городецкая. Несколько более простая технологически роспись, практикующаяся мастерами г. Городец Нижегородской области.
Полхов-Майданская и Крутецкая (Нижегородская область). Веселые расписные игрушки, на данный момент вытачиваемые на токарном станке.
• Расписные Сергиево-Посадские матрешки.
Вятская роспись. Расписные сундуки. При их декорировании часто использовалась кроличья лапка.
Волховская. Возникла на берегу реки Волхов. В основном местные мастера занимались росписью прялок.
Северодвинская. Роспись кухонных досок, бочонков, прялок.
Борецкая. Основным мотивом росписей мастеров села Борец на Двине является Древо Жизни – один из древнейших языческих символов.
Пучужская. Село находится в 25 км от Борца. Основной мотив пучужских росписей - катание на лошадях.
Пермогорская. Основу узоров составляет лилия.
Мезенская. Необыкновенно самобытная и оригинальная роспись. Выполнялась исключительно мужчинами.

В наши дни интерес к такому оригинальному виду народного промысла, как роспись по дереву, возрождается. Во многих местностях традиции этого вида искусства сохранились до сих пор и развиваются. Сегодня при желании несложно приобрести изделия, выполненные городецкими мастерами, хохломскими, а также художниками некоторых других регионов.

Роспись по дереву