
eng
+7 495 973 1444
+7 495 973 1444
Мозаичный фриз в стиле ар деко. Художественное панно из мозаики "Розы"



Наряду с проектами, созданными нами в стиле ар-нуво, большой популярностью пользуются мозаичные работы, выполненные уже в другом стиле, ар-деко. Несмотря на схожесть в названиях, это родственные стили, но имеющие принципиальные различия.
Стиль ар-деко («Art Deco», с французского) получил распространение и пользовался популярностью в первой трети XX века. Толчком для его стремительного развития послужила парижская выставка 1925 года, на которой демонстрировались достижения в области архитектуры, дизайна, интерьера, на ней были представлены изделия из металла, стекла, керамики, мебель. Знаковыми для этой выставки стали произведения знаменитого архитектора Ле Корбюзье, художника Рене Лалика, для которых она стала переломным моментом в их творчестве и знаменовала появление нового стиля в искусстве.
Появившийся в послевоенные годы, а началом зарождения его можно считать 1918 год, стиль ар-деко являлся переходным стилем от модерна (или ар-нуво) к функционализму, который будет основополагающим для послевоенной Европы. В ар-деко находят свое развитие излюбленная тематика и мотивы, присущие ар-нуво, такие, как: извилистые, волнообразные линии, необычное сочетание дорогих и часто экзотических материалов, любовь к изображению фантастических существ и растений. Но в то же время в ар-деко появляется некая пресыщенность, утомленность роскошью ар-нуво, которая была обусловлена именно послевоенными годами. В нем появляется склонность к упорядоченности, использованию геометрических форм, прямых линий, углов, окружностей. Стремясь воплотить пожелания богатых заказчиков, художники ар-деко создавали проекты, служащие иллюстрацией богатства и благополучия, однако, если в ар-нуво это было глубинным ощущением и духовной потребностью, то в послевоенном ар-деко это носило характер некоей нарочитости, иллюзии богатства. Стремление показать благополучие в неблагополучном мире было своего рода попыткой бегства или желания укрыться в роскоши для «потерянного поколения» послевоенных лет. По сути, ар-деко стал последним стилем, сознательно демонстрирующим или выпячивающим нарочито роскошь и богатство. Растерянность послевоенного поколения и смешение эстетических критериев вызвало к жизни сознательное создание эклектики ретростилей, то есть обращение к ампиру, широкому использованию элементов древних культур, таких, как крито-микенская, египетская. Эта архаика причудливо соседствовала с находками постимпрессионистов, сюрреалистов, а также элементами и формами японского, китайского и даже африканского искусства.
Интерьеры, созданные в стиле ар-деко, часто производят впечатление не композиции или гармоничного единства элементов, а их суммы, объединения разнообразных модных и стильных вещей. За это подобные интерьеры получили ироничное название «павильон коллекционера». В целом же ар-деко можно охарактеризовать как эклектичный стиль, являющийся синтезом модернизма и неоклассицизма, но первична для него эклектика. Ар-деко демонстрировал роскошь и утрату эстетических ориентиров, поэтому особенно ценились дорогие и экзотические материалы, бриллианты, перламутр, золото, кожа крокодила, эбеновое дерево.
Ар-деко суждено было переродиться в различные стили, так, в США, просуществовав с 1928 по 1930 годы, он образовал так называемый «Streamline modern», ставший особенностью американского искусства до 40-х годов. Венская архитектурная школа ар-деко оказала значительное влияние на формирование немецкого Баухауза. В Италии и Германии неоклассицистские элементы внутри ар-деко постепенно поглотили его модернистскую суть, и под воздействием существовавших там политических режимов и потребностей населения, он переродился в «Новый Ампир», ставший визитной карточкой III Рейха. Ядром же развития ар-деко была Франция, в этом стиле работали известные мастера: Ж. Деламар, М. Дюфрен, П. Пуаре, Р. Лалик, А. Рато и многие другие. Некоторые исследователи отмечают развитие и советского ар-деко, существовавшего в 30-50 годы, выделяя необычные по форме изделия из стекла, металла, фарфора, которым свойственно сочетание декоративной стилизации и пышности с геометрией форм (работы Н. Данько, И. Ефимова). Перерождение ар-деко в другие стили было обусловлено его сущностью и апелляцией к роскоши, он изжил себя к концу 40-х годов, а начало Второй мировой войны с ее лишениями и жертвами положило конец его существованию и развитию.
В конце XX века возродились некоторые элементы ар-деко, воплощаемые в дизайне, моде, создании интерьеров, о полном же его возрождении речь не идет, поскольку он стилистически и идейно принадлежит к другому времени.
Данная наша работа, «Мозаичный бордюр из роз» выполнена из итальянской мозаики «Sicis». В позднем ар-деко часто использовались элементы абстрактного искусства, расцвет которого пришелся на первую треть XX века, что превосходно воплощается комбинациями мозаичных плиток кубической и треугольной формы в нашей работе. В сочетании с выраженными швами между плитками, это впечатление влияния кубизма только усиливается, но при этом мозаичный рисунок обладает композиционной и сюжетной цельностью, легкой читаемостью, что не свойственно абстрактному искусству. Наследием ар-нуво в данной композиции является растительный волнообразно изгибающийся орнамент, однако, если ар-нуво свойственна плавность, текучесть, то ар-деко стремится к геометрическим формам и четким линиям, часто изломанным, что великолепно воплощают формы кубизма. Если внимательно присмотреться к мозаичному рисунку, то будет хорошо заметен рваный ритм, особенно проявляющийся в золотых листьях, этот ритм характеризует сложную эпоху, в которую появился ар-деко, эпоху между двух войн. В ар-нуво ритм всегда плавный, текучий, ему свойственна гармония, сочетающаяся со спокойным струением или бешеной динамикой, но ему не свойственно ощущение внутреннего надлома, разрыва, присущее ар-деко.
Использование ар-деко для создания этой мозаичной композиции великолепно сочетается с интерьером, выполненным в строгом дизайне, проявляющемся в определенном минимализме в декорировании стен. Это дань двойственности ар-деко, сочетающейся с модерном, с одной стороны, с другой – обращающейся к классике и скупым геометрическим формам.
Бордюр из мозаики представляет собой широкую ленту, тянущуюся по стенам, с отступлением от плоскости потолка. Это отступление позволяет создать яркий контраст между формами мозаики и плоскостями потолка и стен. Это уже не бордюр в чистом виде, а некая бордюрная лента, декоративно и контрастно выступающая на плоскости стен.
На темном фоне, на расстоянии кажущимся практически черным, волнообразно расположены крупные цветки роз, светло-фиолетовых тонов. Эта волнообразность расположения крупных цветов разорвана хаотическим ритмом золотых листков, которые не связаны в одну волнообразную линию, как в ар-нуво, а словно разбросаны по поверхности мозаики. Словно волнообразный ритм был разорван рукой художника и лепестки оторвались от цветов, и кружат они на поверхности темного фона. При всей изломанности, тяготеющей к зигзагу, волнообразность еще чувствуется в этом творении ар-деко, но она стремится к геометричности, упорядоченности. Изображения роз и листьев очень условны, что является неотъемлемым свойством ар-деко, венчики роз, смотрят в разные стороны, усиливая рваный ритм движения рисунка. Золотые листья производят впечатление скомканности, их формы не четкие и ясные, как в ар-нуво, а словно издерганные, надорванные, изогнутые и изображены они ломаными линиями.
Темная лента мозаичного бордюра контрастно оттенена поясами золотой окантовки, что позволяет, с одной стороны создать противопоставление цвета фона и окантовки, с другой – сделать переход к светлой поверхности стен, которые выполнены в бежевом цвете. На покрытии стен легко читается рисунок, излюбленный ар-деко – завитки или дуги, которые стилистически дополняют орнамент мозаичного бордюра.
Отступлением от белоснежной и строгой поверхности потолка мозаичная лента в большей степени связана со стенами, что является очень правильно примененным приемом, поскольку, будучи расположенной ближе к плоскости потолка, она вносила бы определенный диссонанс в интерьер.
мозаичный фриз Розы в стиле ар нуво вдоль стен пол потолком в интерьере
Наряду с проектами, созданными нами в стиле ар-нуво, большой популярностью пользуются мозаичные работы, выполненные уже в другом стиле, ар-деко. Несмотря на схожесть в названиях, это родственные стили, но имеющие принципиальные различия.
Стиль ар-деко («Art Deco», с французского) получил распространение и пользовался популярностью в первой трети XX века. Толчком для его стремительного развития послужила парижская выставка 1925 года, на которой демонстрировались достижения в области архитектуры, дизайна, интерьера, на ней были представлены изделия из металла, стекла, керамики, мебель. Знаковыми для этой выставки стали произведения знаменитого архитектора Ле Корбюзье, художника Рене Лалика, для которых она стала переломным моментом в их творчестве и знаменовала появление нового стиля в искусстве.
Появившийся в послевоенные годы, а началом зарождения его можно считать 1918 год, стиль ар-деко являлся переходным стилем от модерна (или ар-нуво) к функционализму, который будет основополагающим для послевоенной Европы. В ар-деко находят свое развитие излюбленная тематика и мотивы, присущие ар-нуво, такие, как: извилистые, волнообразные линии, необычное сочетание дорогих и часто экзотических материалов, любовь к изображению фантастических существ и растений. Но в то же время в ар-деко появляется некая пресыщенность, утомленность роскошью ар-нуво, которая была обусловлена именно послевоенными годами. В нем появляется склонность к упорядоченности, использованию геометрических форм, прямых линий, углов, окружностей. Стремясь воплотить пожелания богатых заказчиков, художники ар-деко создавали проекты, служащие иллюстрацией богатства и благополучия, однако, если в ар-нуво это было глубинным ощущением и духовной потребностью, то в послевоенном ар-деко это носило характер некоей нарочитости, иллюзии богатства. Стремление показать благополучие в неблагополучном мире было своего рода попыткой бегства или желания укрыться в роскоши для «потерянного поколения» послевоенных лет. По сути, ар-деко стал последним стилем, сознательно демонстрирующим или выпячивающим нарочито роскошь и богатство. Растерянность послевоенного поколения и смешение эстетических критериев вызвало к жизни сознательное создание эклектики ретростилей, то есть обращение к ампиру, широкому использованию элементов древних культур, таких, как крито-микенская, египетская. Эта архаика причудливо соседствовала с находками постимпрессионистов, сюрреалистов, а также элементами и формами японского, китайского и даже африканского искусства.
Интерьеры, созданные в стиле ар-деко, часто производят впечатление не композиции или гармоничного единства элементов, а их суммы, объединения разнообразных модных и стильных вещей. За это подобные интерьеры получили ироничное название «павильон коллекционера». В целом же ар-деко можно охарактеризовать как эклектичный стиль, являющийся синтезом модернизма и неоклассицизма, но первична для него эклектика. Ар-деко демонстрировал роскошь и утрату эстетических ориентиров, поэтому особенно ценились дорогие и экзотические материалы, бриллианты, перламутр, золото, кожа крокодила, эбеновое дерево.
Ар-деко суждено было переродиться в различные стили, так, в США, просуществовав с 1928 по 1930 годы, он образовал так называемый «Streamline modern», ставший особенностью американского искусства до 40-х годов. Венская архитектурная школа ар-деко оказала значительное влияние на формирование немецкого Баухауза. В Италии и Германии неоклассицистские элементы внутри ар-деко постепенно поглотили его модернистскую суть, и под воздействием существовавших там политических режимов и потребностей населения, он переродился в «Новый Ампир», ставший визитной карточкой III Рейха. Ядром же развития ар-деко была Франция, в этом стиле работали известные мастера: Ж. Деламар, М. Дюфрен, П. Пуаре, Р. Лалик, А. Рато и многие другие. Некоторые исследователи отмечают развитие и советского ар-деко, существовавшего в 30-50 годы, выделяя необычные по форме изделия из стекла, металла, фарфора, которым свойственно сочетание декоративной стилизации и пышности с геометрией форм (работы Н. Данько, И. Ефимова). Перерождение ар-деко в другие стили было обусловлено его сущностью и апелляцией к роскоши, он изжил себя к концу 40-х годов, а начало Второй мировой войны с ее лишениями и жертвами положило конец его существованию и развитию.
В конце XX века возродились некоторые элементы ар-деко, воплощаемые в дизайне, моде, создании интерьеров, о полном же его возрождении речь не идет, поскольку он стилистически и идейно принадлежит к другому времени.
Данная наша работа, «Мозаичный бордюр из роз» выполнена из итальянской мозаики «Sicis». В позднем ар-деко часто использовались элементы абстрактного искусства, расцвет которого пришелся на первую треть XX века, что превосходно воплощается комбинациями мозаичных плиток кубической и треугольной формы в нашей работе. В сочетании с выраженными швами между плитками, это впечатление влияния кубизма только усиливается, но при этом мозаичный рисунок обладает композиционной и сюжетной цельностью, легкой читаемостью, что не свойственно абстрактному искусству. Наследием ар-нуво в данной композиции является растительный волнообразно изгибающийся орнамент, однако, если ар-нуво свойственна плавность, текучесть, то ар-деко стремится к геометрическим формам и четким линиям, часто изломанным, что великолепно воплощают формы кубизма. Если внимательно присмотреться к мозаичному рисунку, то будет хорошо заметен рваный ритм, особенно проявляющийся в золотых листьях, этот ритм характеризует сложную эпоху, в которую появился ар-деко, эпоху между двух войн. В ар-нуво ритм всегда плавный, текучий, ему свойственна гармония, сочетающаяся со спокойным струением или бешеной динамикой, но ему не свойственно ощущение внутреннего надлома, разрыва, присущее ар-деко.
Использование ар-деко для создания этой мозаичной композиции великолепно сочетается с интерьером, выполненным в строгом дизайне, проявляющемся в определенном минимализме в декорировании стен. Это дань двойственности ар-деко, сочетающейся с модерном, с одной стороны, с другой – обращающейся к классике и скупым геометрическим формам.
Бордюр из мозаики представляет собой широкую ленту, тянущуюся по стенам, с отступлением от плоскости потолка. Это отступление позволяет создать яркий контраст между формами мозаики и плоскостями потолка и стен. Это уже не бордюр в чистом виде, а некая бордюрная лента, декоративно и контрастно выступающая на плоскости стен.
На темном фоне, на расстоянии кажущимся практически черным, волнообразно расположены крупные цветки роз, светло-фиолетовых тонов. Эта волнообразность расположения крупных цветов разорвана хаотическим ритмом золотых листков, которые не связаны в одну волнообразную линию, как в ар-нуво, а словно разбросаны по поверхности мозаики. Словно волнообразный ритм был разорван рукой художника и лепестки оторвались от цветов, и кружат они на поверхности темного фона. При всей изломанности, тяготеющей к зигзагу, волнообразность еще чувствуется в этом творении ар-деко, но она стремится к геометричности, упорядоченности. Изображения роз и листьев очень условны, что является неотъемлемым свойством ар-деко, венчики роз, смотрят в разные стороны, усиливая рваный ритм движения рисунка. Золотые листья производят впечатление скомканности, их формы не четкие и ясные, как в ар-нуво, а словно издерганные, надорванные, изогнутые и изображены они ломаными линиями.
Темная лента мозаичного бордюра контрастно оттенена поясами золотой окантовки, что позволяет, с одной стороны создать противопоставление цвета фона и окантовки, с другой – сделать переход к светлой поверхности стен, которые выполнены в бежевом цвете. На покрытии стен легко читается рисунок, излюбленный ар-деко – завитки или дуги, которые стилистически дополняют орнамент мозаичного бордюра.
Отступлением от белоснежной и строгой поверхности потолка мозаичная лента в большей степени связана со стенами, что является очень правильно примененным приемом, поскольку, будучи расположенной ближе к плоскости потолка, она вносила бы определенный диссонанс в интерьер.
мозаичный фриз Розы в стиле ар нуво вдоль стен пол потолком в интерьере
Мозаичный бордюр достаточно большой, его протяженность составляет около 25 метров, ширина – 40 сантиметров, он отделен от плоскости стен специальным латунным профилем, что усиливает его рельефность и контрастность в интерьере и на плоскости стен. Использование контрастных цветов в фоне по отношению к мозаичному рисунку, выполненному из золотых и розовато-фиолетовых смальт, еще более усиливает впечатление контрастности, а зрительной объемности и наличию элементов кубизма – отделение мозаичных плиток друг от друга выраженными швами.
Ар-деко присущи контрастные цветовые оттенки и использование контрастных цветов, что и было использовано нами в работе с этой мозаикой. Темный фон пестрит рваным ритмом золотых листьев, имеющих волнообразное направление движения по поверхности мозаики. На этом фоне рельефно выступают розовато-фиолетовые цветы, причем, достаточно резкий перепад в оттенках создает декоративную стилизацию объемности, которая не стремится к реалистичности и точности изображения цветков роз. Наши мастера сумели воплотить игру с внутренним пространством, присущую достаточно условным изображениям ар-деко: насыщенные тона листьев и цветов рельефно выступают на поверхности мозаики, а темный фон создает глубину пространства, что создает иллюзию движения и силу изображения на светлой бежевой плоскости стен.
Необходимо отметить, что легкий рисунок на плоскости стен, создающий впечатление воздушности, усиливает зрительный контраст и тяжесть мозаики, изображения цветов, усиленные блеском золотых смальт контрастно выходят из плоскости, а выраженные швы между плитками создают впечатление рельефности и неоднородности рисунка. Использование золотой окантовки не только зрительно выделяет мозаику, но и создает ее самостоятельное значение, особую претенциозность, свойственную ар-деко, стремящуюся к подчинению интерьера и доминированию в нем.
Обильное использование золотых смальт создает впечатление не только богатства и роскоши, но и особую игру света на поверхности мозаичного изображения, золотые смальты и выраженная геометрическая форма плиток создает рваный ритм, сохраняющий некую волнообразность, восходящую к более изящному ар-нуво. Чтобы увидеть отличительные особенности ар-нуво, мы рекомендуем посмотреть описания других наших работ в этом стиле, и вы легко заметите все отличие и специфику его стиля.
Следует обратить внимание, как на фоне достаточно аскетичного интерьера выделяется лента мозаики с розами, она словно доминирует в пространстве. Также особого внимания требует светильник на стене, он настолько прост и аскетичен, что кажется связанным с плоскостью стен, а не с мозаичным изображением. Но в этом нет дисгармонии: ар-деко обладает двойственностью и ему свойственно объединение классики с ее строгостью и простотой и роскошью Востока, идущей от ар-нуво, однако преобразованной изломами и изгибами, берущими начало в кубизме. Если в ар-нуво светильники прихотливы по форме, изысканны и волнообразны, как и его растительные мотивы, украшающие интерьеры, то в ар-деко – простота и излом, сочетание разнородного, игра контрастов для создания противоречивого единства интерьера.
При ближайшем рассмотрении фрагмента мозаики становится понятна вся специфика ар-деко, нашедшая воплощение в этом нашем проекте. Изображение вблизи словно теряет свою цельность и представляет собой сочетание треугольников и квадратов разнообразного цвета и оттенка, причем цвета настолько контрастны, что кажутся диссонирующими по отношению друг к другу. Но это только так кажется, поскольку в этом и проявляется специфика абстрактного искусства, в особенности, кубизма, имеющего большое влияние на ар-деко.
Мозаичное изображение соткано сочетаниями треугольников и кубов, расположенных в строгой последовательности, их сочетания строго обусловлены спецификой рисунка, то есть они находятся только там, где и должны быть, каждый на своем месте. Золотая окантовка мозаичного изображения выполнена из крупных кубических форм, квадратные плитки золотой смальты, более крупные по размеру в общем рисунке, выделяют мозаику на плоскости стен. Для перехода к фону использованы квадраты меньшего размера, обладающие цветом фона.
Фон выполнен из треугольных плиток коричневой смальты, не обладающих прозрачностью, за счет чего создается цветовая весомость, тяжесть изображения. А скопления треугольников с выраженными швами между плитками задают тот самый рваный ритм изображения, о котором уже говорилось. Этот ритм еще более усиливается золотыми смальтами листьев растительного орнамента, которые кажутся листьями только при рассмотрении с удаленной точки.
Чрезвычайно интересно выполнены розы, им свойственна не только условность, но и объединение геометрических форм фона и окантовки бордюра, треугольников и квадратов, они словно являются связующим элементом разнородных геометрических форм. В их формах прослеживается кубистическая игра: маленькие квадратики розоватой смальты спиралью закручиваются к центру, создавая контур рисунка, а треугольники, заполняющие его своим центробежным расположением, задают объем.
Еще более сложно технически и с большей условностью выполнена вторая роза на заднем плане, ритм квадратов и треугольников сохраняется, но они смешиваются, их движение менее продуманное, а цвета более светлые, таким образом, создается объем двух изображений, находящихся в неразрывной взаимосвязи, преодолевается плоскостность мозаичного изображения.
В этой сложной и красивой мозаике, нашими мастерами переданы специфические особенности интересного стиля ар-деко, его изломанность, условность, связь с абстрактным искусством и классикой, но в то же время, сохраняющим глубинную связь с ар-нуво, с тем стилем, о котором мы столько писали и работы в котором пользуются постоянным спросом.
мозаика в интерьере ар нуво, фриз из мозаичных роз под потолком
Год создания:
2005
Место расположения:
Москва
Габаритные размеры (ДхШ):
400 х 9000 мм.
Площадь мозаичного панно:
3,6 м2
Архитекторы:
Валерия Сенькина, Тамара Матвеева
Художник:
Светлана Галаган
Мозаичный фриз в стиле ар деко. Художественное панно из мозаики "Розы"