eng
+7 495 973 1444
+7 495 973 1444
Реставрация мозаики четверика храма Иоанна Предтечи на Пресне
Мозаики и росписи в четверике храма Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне были выполнены по эскизам В.М. Васнецова в начале XX века. Интересной особенностью данных мозаик является их особая роль в композиции четверика храма; мозаики являются обрамлением, своего рода искусными декоративными рамами и поясами в общей композиции оформления храма. Флоральные и орнаментальные мотивы в стиле модерн нашли свое воплощение в декоративном мозаичном убранстве храма. Мозаики объединены в сложные орнаментальные композиции, целые ансамбли, создающие плоскости для заполнения живописными росписями.
Основной задачей реставрации мозаичного слоя четверика храма было сохранение уцелевших фрагментов мозаики. Они довольно нетрадиционны для истории мозаичного искусства России. В качестве материала использовано кварцевое стекло толщиной 2 мм с нанесенным на него тонким слоем масляной краски. Стекло приклеено глянцевой некрашеной стороной наружу. Адгезия между стеклом и слоем масляной краски невысока, и в определенном количестве случаев именно этот фактор стал определяющим в ситуации с выпадением кусочков мозаики. Они осыпались, оставляя слой масляной краски на прежнем месте, что существенно упростило задачи реставрации, так как сохранившийся красочный слой позволил произвести ее без создания детального проекта для каждого из фрагментов. В воссоздании формы отсутствующих мозаичных элементов помогал хорошо сохранивший форму клеевой слой, использованный созидателями мозаичных панно также в качестве расшивочной смеси, затирки для мозаики. Слой со временем стал мягким и перестал надежно удерживать фрагменты, однако именно это упростило его удаление для воссоздания утраченных деталей.
Баланс сохранившейся мозаики и утрат составил в процентном соотношении приблизительно 70 к 30. Состояние разных сторон четверика было разным. Количество утрат на его южной стороне было значительно больше, нежели на других сторонах из-за многочисленных протечек кровли и появившегося вследствие этого грибка. Разрушение клеевого слоя и, как следствие, осыпание мозаичного слоя на отвесных стенах четверика связано также и с самим составом клея. Его основой был гипс и неизвестное органическое связующее. Длительное воздействие влаги на гипсовый слой, перепады температур и наличие органики в клее создали идеальные разрушительные условия для возникновения и развития грибка.
Мозаики и росписи в четверике храма Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне были выполнены по эскизам В.М. Васнецова в начале XX века. Интересной особенностью данных мозаик является их особая роль в композиции четверика храма; мозаики являются обрамлением, своего рода искусными декоративными рамами и поясами в общей композиции оформления храма. Флоральные и орнаментальные мотивы в стиле модерн нашли свое воплощение в декоративном мозаичном убранстве храма. Мозаики объединены в сложные орнаментальные композиции, целые ансамбли, создающие плоскости для заполнения живописными росписями.
Основной задачей реставрации мозаичного слоя четверика храма было сохранение уцелевших фрагментов мозаики. Они довольно нетрадиционны для истории мозаичного искусства России. В качестве материала использовано кварцевое стекло толщиной 2 мм с нанесенным на него тонким слоем масляной краски. Стекло приклеено глянцевой некрашеной стороной наружу. Адгезия между стеклом и слоем масляной краски невысока, и в определенном количестве случаев именно этот фактор стал определяющим в ситуации с выпадением кусочков мозаики. Они осыпались, оставляя слой масляной краски на прежнем месте, что существенно упростило задачи реставрации, так как сохранившийся красочный слой позволил произвести ее без создания детального проекта для каждого из фрагментов. В воссоздании формы отсутствующих мозаичных элементов помогал хорошо сохранивший форму клеевой слой, использованный созидателями мозаичных панно также в качестве расшивочной смеси, затирки для мозаики. Слой со временем стал мягким и перестал надежно удерживать фрагменты, однако именно это упростило его удаление для воссоздания утраченных деталей.
Баланс сохранившейся мозаики и утрат составил в процентном соотношении приблизительно 70 к 30. Состояние разных сторон четверика было разным. Количество утрат на его южной стороне было значительно больше, нежели на других сторонах из-за многочисленных протечек кровли и появившегося вследствие этого грибка. Разрушение клеевого слоя и, как следствие, осыпание мозаичного слоя на отвесных стенах четверика связано также и с самим составом клея. Его основой был гипс и неизвестное органическое связующее. Длительное воздействие влаги на гипсовый слой, перепады температур и наличие органики в клее создали идеальные разрушительные условия для возникновения и развития грибка.
Основной задачей реставрации мозаичного слоя мозаики четверика храма было сохранение уцелевших фрагментов мозаики. Мозаики этого храма довольно-таки не традиционны для истории мозаичного искусства России. В качестве материала использовано кварцевое стекло толщиной 2 миллиметра с нанесенным на него тонким слоем масляной краски. Стекло приклеено глянцевой некрашеной стороной наружу налицо, выкрашенной стороной в клей. Адгезия между стеклом и слоем масляной краски не высока и в определенном количестве случаем, именно этот фактор стал определяющим в ситуации с выпадением кусочков мозаики. Стеклянные кусочки мозаики выпадали, оставляя слой масляной краски на своем месте, что существенно упростило задачи реставрации мозаики, так как сохранившийся красочный слой позволил произвести реставрацию без создания детального проекта для каждого из фрагментов мозаики. В воссоздании формы отсутствующих мозаичных элементов помогал хорошо сохранивший форму клеевой слой использованный созидателями мозаичных панно еще и в качестве расшивочной смеси, затирки для мозаики. Слой со временем стал мягким, и перестал надежно удерживать мозаичные кусочки.
Общее соотношение сохранившейся мозаики и утрат составило приблизительно 70 процентов к 30 процентам соответственно. Состояние разных сторон четверика было разным. Количество утрат на южной стороне было значительно больше, нежели на других сторонах четверика из-за многочисленных протечек кровли и появившегося вследствие этого грибка. Разрушение клеевого слоя и как следствие осыпание мозаичного слоя на отвесных стенах четверика связано также и с составом самого клеевого слоя. Основой используемого клея был гипс и неизвестное органическое связующее. Длительное воздействие влаги на гипсовый слой, перепады температур и наличие органики в клее создали идеальные условия для возникновения и развития грибка.
Реставрация мозаики четверика храма Иоанна Предтечи на Пресне