det_text
При рассмотрении колодца купели сверху, видно, что она представляет собой ряд мозаичных поясов, последовательно выложенных друг за другом в виде единого орнаментального ансамбля. Большая глубина купели, составляющая около 2 метров, позволила создать цельную композицию, представляющую собой замкнутые по окружности и повторяющиеся в рисунке, но отличающиеся по цвету орнаменты. В купели реализован принцип чередования сложных рисунков орнаментов с более простыми.
Дно купели представляет собой мозаичное панно в виде центральной фигуры геометрического орнамента. Центровку купели организует круг, вписанный в восьмигранник – традиционный мотив восточных ковров с геометрическим орнаментом. В орнаменте реализованы мифологические мотивы, часто использовавшиеся ткачами ковров, можно увидеть мотив организации пространства в виде четырехчастного членения по сторонам света (отходящие от центральной части фигуры геометрические фигуры), а также стилизованные орнаментально фигуры мифологических животных. Необходимо отметить, что ткачами древности в своих изделиях часто передавались сюжеты мифов в символическом рисунке, выполнявшие не только повествовательную функцию, но и функцию оберега, что и было передано нашими мастерами в мозаике. Особо нужно указать, что мозаика идеально передает фактурность плетения ковров и геометрический орнамент, столь распространенный в древности.
Чередование геометрического орнамента на светлых и темных кольцах мозаики создает иллюзию глубины пространства купели, а расположенный на ее дне центральный рисунок, выступающий как аллегория пространства, создает мифологическое единство узора и преемственность с магическим смыслом, закладываемым древними мастерами в узоры своих ковров. Подчеркивает магические мотивы членения пространства световое решение: боковое, увеличивающее зрительно глубину купели, концентрическими кольцами уводящее вниз, а также верхнее, создающее иллюзию светового столба, растворяющее в доминирующем символе аллегории пространства. Аллегорический смысл погружения в купель с подобными мифологическими мотивами может быть трактован как спуск по столбу света вглубь, к первоосновам, к началу стихий, к символу, организующему пространство мироздания. Говоря об общем решении размещения купели на фоне темно-коричневого пола, можно отметить ее цветовое выделение, то есть организация пространства, в котором расположена купель, задействованы принципы ее выделения в цветовой и световой гамме.
панно из мозаики для зоны отдыха в русской бане
Мозаичный диван также выполнен из итальянской мозаики «Sicis» и орнаменты его тождественны орнаментам купели. Мозаика на лежанке имитирует наброшенный ковер с геометрическим орнаментом, который спускается до пола и с небольшой асимметрией укрывает поверхность лежанки. Мозаика лежанки спускается до пола, и ее прилегание к его поверхности решено в том же ключе, что и в купели: по низу купели пущен поясок белой окантовки, контрастно выделяющий возвышение лежанки от цвета пола. По периметру пущен пояс из чередующихся прямоугольников с геометрическим орнаментом, таким же, как и в купели. Интересно решение асимметричного сдвига плоскости ковра на лежанке: правый угол орнамента находится не на верхней ее плоскости, а на боковой. Этот прием позволяет убрать лишнюю симметрию, создать иллюзию неравномерно наброшенного ковра, а также при положенных в верхнюю часть лежанки подушках, создает впечатление симметрии. На поверхности лежанки использован также геометрический орнамент с мифологическими мотивами. Здесь можно увидеть сложную символику древнего мастерства ткачей, воплощавшие мифы в дописьменную эпоху в своих изделиях. Интересен контраст между плоскостью лежанки, исполненной преимущественно в светлой цветовой гамме и темными стенами дерева. Налицо также контрастное соотношение теплой поверхности дерева и холодной – мозаики, которое при касании к имеющей подогрев лежанке окажется иллюзией или игрой с внутренней сущностью материалов.
мозаичный ковёр в русской бане, купель с восточным мозаичным орнаментом
Лежанка имеет закругленные углы, поэтому нашим мастерам удалось найти интересный метод для передачи разворота ковра в мозаике: при плавном закруглении угла мозаика закругляется вместе с ним, не прерывая орнамент ковра, однако добавлены небольшие швы, позволяющие передать это закругление и имитирующие складки ковра. Этот разворот мозаики, сделанный в форме подгиба ковра и имитации складок, делает естественной всю работу, создает впечатление не выхолощенности и абсолютной правильности, холодности изображения, а естественности, нарочитой небрежности. Этот маленький нюанс создает впечатление жизненности, а не холодности, творческого восприятия мастеров и их умение чувствовать мозаику и передаваемые в ней формы и линии предметов.
лежанка с мозаичным панно в русской бане
Лежанка, покрытая орнаментальным панно, по сути, является небольшим подиумом для отдыха, имеющим подогрев. Можно заметить, как основная плоскость лежанки заканчивается плавным изгибом орнамента на ее спинке, вторящим изгибу бревен и в точности повторяя волнообразное движение настоящего ковра, словно накинутого на подобную поверхность. Горизонтальная плоскость лежанки является основной плоскостью, повторяющей геометрический рисунок ковров. Орнамент на ней соответствует орнаменту купели, но имеет несколько увеличенные объемы в соответствии с пропорциями самой лежанки. Именно гармоническое изменение размеров орнамента относительно лежанки и купели является основным принципом правильного восприятия этих двух арт-объектов: размер орнамента соответствует объекту и служит правильному восприятию образа мозаичного панно.
В центре поверхности лежанки можно увидеть тот же мотив центральной фигуры, которая расположена на дне купели. Несмотря на ее видоизмененность, это все тот же символ членения пространства по 4 сторонам света, обрамленный стилизованными аллегорическими фигурами животных или птиц. Если цветовое и световое решение купели позволяло трактовать мифологические мотивы как аллегорию погружения к первоосновам, то мотивы на горизонтальной плоскости лежанки являются вариантами аллегорического повествования мифологического мотива о 4 сторонах света.
лежанка из мозаики для зоны отдыха в русской бане
Если обратить внимание снова к купели как центральному объекту композиции, то можно увидеть цветовое решение мозаики, которое воплощено в сочетании желтого, красного, синего, белого и черного цветов и их тональных вариациях. Подобное цветовое решение призвано не только передать орнамент ковра, но и имеет мифологическое значение, воплощенное в символике узоров. Эти цвета в мифологическом восприятии человека древности являются цветами, соответствующими 4 сторонам света и центру мироздания. Сочетание колористического и композиционного единства без утраты в воплощении в форме мозаики древних орнаментов ковров – большая заслуга наших мастеров. На отдельном фрагменте видно, как окантовка края купели мозаичным поясом, решенным в более темной цветовой гамме, создает контраст с внутренностью чаши купели, создавая глубину и устремленность пространства вниз, к основному символу.
купель из мозаики древних орнаментов ковров
Если дно купели хранит символическое изображение, которое можно трактовать как символ мироздания, то нанесенный на боковые поверхности чаши мотив можно определить как повествование мифа, такие повествования часто использовались ткачами ковров. Достаточно затруднительно в полном объеме прочитать всю символику, но она включает мотивы животных, растений, действия и движения по боковым поверхностям чаши купели. Это можно сравнить со своеобразным водоворотом вокруг оси центрального символа, особенно это заметно в купели, наполненной водой.
При более детальном рассмотрении можно заметить, что фоновая мозаика на боковых поверхностях не однородна по цвету, благодаря этому достигается эффект переливчатости при боковом и центральном свете и создается впечатление разнообразности движения. Тонально также использованы более светлые оттенки цветов, чем те, что встречаются в окантовке верхней части купели, эти тональные переходы также призваны служить цели разграничения светом нижнего яруса поверхности купели и создать интересную игру света на тональных переходах мозаики.
мозаичное панно на боковых поверхностях лежанки в русской бане не однородна по цвету
Внутреннюю часть купели занимает повторяющийся геометрический орнамент, замкнутый по окружности, напоминающий хоровод людей, взявшихся за руки среди цветов и диковинных птиц или животных. Этот мотив замкнутости изображения также является стандартным мифологизированным мотивом, используемым на коврах и символизирующим, с одной стороны, бесконечность движения, с другой, выполняющим функции оберега. В воплощении орнамента использована та же не броская цветовая гамма в различных тональных переходах для создания контраста между поверхностью чаши с более темным колоритом и внутренней поверхностью, обладающей легкостью и светом.
часть купели из мозаики в русской бани занимает повторяющийся геометрический орнамент
На поверхности лежанки можно также увидеть сходное по мотивам, но отличающееся по рисунку мозаичное воплощение мифов, зафиксированных на коврах. При создании мозаичных росписей лежанки мы руководствовались воплощением ее в более насыщенной цветовой гамме, в которой исполнены пояса на купели, а не ее внутренняя поверхность, поскольку именно легкие тона внутренней части купели должны создать не темноту внутри чаши, а свет. Более насыщенные тона лежанки гармонируют с более темным углом, в котором она расположена.
мозаичные росписи лежанки в зоне отдыха русской бани
Если посмотреть на зону отдыха в русской бане в целостности под небольшим углом, то можно увидеть, как наливается светом чаша купели и тенями – плоскость лежанки. Более светлая внутренняя поверхность купели излучает свет, поэтому можно объяснить выбранный нами принцип тонального перехода от наружной ко внутренней стороны купели: она должна отдавать свет, а не забирать его. Если мозаику внутри купели сделать более темного тона, такого, каким обладает обрамление, то она будет забирать свет из окружающего пространства и купаться в ней человеку будет весьма страшно. При нашем решении она служит не только композиционным центром помещения, но и дополнительным источником света.
Лежанка, расположенная на некотором удалении с наброшенными подушками создает впечатление дома и вызывает желание отдохнуть, наброшенные подушки убирают введенную асимметрию и создают впечатление настоящего ковра, укрывающего диван.
мозаичный ковёр, укрывающий диван в зоне отдыха для русской бани
На окантовке контура мозаичным поясом купели заметно, как сочетаются цвета мозаики в узоре. Более темный пояс с основной тканью орнамента отграничен светлыми тонкими поясками, в которые вкраплены отдельные мозаичные плитки цветов основного рисунка. Изящность и геометричность, гармоничность и мера в обрамлении купели орнаментом – основные характеристики использования этих декоративных мотивов. Можно отметить также, что не создают однообразия за счет исполнения в разных цветах элементы мозаичного рисунка, они задают цветовой и геометрический ритм по окружности купели, выполняя функцию структурирования пространства.
Если ранее мы говорили о тоновом единстве всего помещения, за исключением смыслового и композиционного центра с купелью, отграниченного светлыми стенами, то в конце следует также отметить, что входные двери в банное помещение выдержаны также в общей цветовой гамме темно-коричневого цвета, и, являясь идентичными по цвету с покрытием пола, они хорошо вписываются в интерьер помещения. По сути, все пространство русской бани концентрируется только вокруг мозаичных купели и лежанки, остальное пространство для подчеркивания красоты общего ансамбля должно оставаться незаполненным.
русская баня с мозаичным панно в купели и на лежанке
Год создания:
2006
Место расположения:
Московская область
Площадь мозаичных панно:
3 м2
Площадь мозаичных поддонов:
4 м2
Архитектор:
Ольга Хитрова, «МИР»
Художник:
Светлана Галаган
Панно из мозаики Sicis. Зона отдыха в русской бане с купелью из мозаики