










det_text
Если посмотреть на мозаичное панно вблизи, то можно заметить, что лицо мальчика выполнено крупными плитками, передающими скульптурно объемы лица. Общая трактовка поворота головы, мечтательного взгляда, устремленного к небу, дана вполне в духе Дейнеки, несет определенные стилистические особенности его картин и мозаик, воплотивших стремления предвоенного поколения людей. Наше панно, как и любая мозаика, не предназначено для рассмотрения вблизи, на некотором отдалении оно обретает свою целостность, становятся видны объемы лица, переданные с помощью различных кусочков сходных по тональности смальт. В передаче объемов лица нами использованы смальты, наиболее близкие по цвету к человеческой коже, а также вариации их оттенков для передачи светотеневой моделировки. При рассмотрении с близкого расстояния заметна уникальная работа наших мастеров, скомпоновавших отдельные мозаичные фрагменты разной длины и формы, местами для передачи скульптурной формы, а местами - для теневых переходов. Так, например, для обрисовки контура затылка и волос использовано круговое расположение мозаичных фрагментов, а для передачи структуры рук (мускулов, сухожилий под тонкой кожей мальчика), градаций тени – продолговатые фрагменты.
мозаичное панно "Будущий лётчик" в ванной комнате
Немного зрительно отдаляясь от мозаичного панно, видно, как из фрагментарности, присущей мозаике, выступает целостность образа мальчика, как наполняются жизнью его руки, как с помощью выступающих фрагментов мозаики переданы группы мышц. Наши мастера умело комбинируют не только цветовые переходы мозаичных плиток, играют с полутонами, но и скульптурно лепят объемы одежды мальчика с помощью мозаичных фрагментов более крупного объема и обладающих прямолинейностью. На удалении видно, как с помощью мозаичного фрагмента передан взгляд мальчика, его направление, безошибочно уводящее зрителя к фигурке планера и далее, к небу.
Голове мальчика придана та мечтательная сосредоточенность, свойственная персонажам Дейнеки. Специально стилизована под 30-е годы 20 века прическа будущего авиатора и его одежда. Мало, кто сейчас помнит, но такие короткие шорты и майки – были форменной одеждой пионеров тридцатых. Конечно, в своей мозаике наши мастера не копировали произведения Дейнеки, но соотнесенность с его творчеством, как в названии, так и в стилистике – угадывается безошибочно. Такая же соотнесенность чувствуется и с панно на станции Маяковская: похожие авиаторы с планерами, самолеты, бороздящие небо, в целом – вся романтика ОСОАВИАХИМ и авиации, свойственная предвоенным десятилетиям.
Говоря о стиле, в котором создано мозаичное панно нашими мастерами, необходимо сразу оговорить, что мозаика, в которой воплощено панно Дейнеки на станции Маяковская, создано в несколько другой технике, отличающейся колористически и особой прямолинейностью в расположении мозаичных плиток. Техника резки материала и его подгонки, примененная нашими мастерами – более тонкая, поэтому она воплощает не только дух творчества Дейнеки в определенном образе, но и цвето-тоновые решения в сочетании с многогранностью образа.
Мозаичные картины для детской ванной на авиационную тему в стилизации в духе творчества Александра Дейнека.
Перед художниками-мозаичистами не ставилась цель полностью передать время, нашедшее отражение в творчестве Александра Дейнеки, скорее – его внутреннюю романтическую устремленность. Также ни в коей мере наши художники не следовали идеям Дейнеки по передаче специфики самолетов: в панно Дейнеки они несут смысловую нагрузку игрушки-модели, вырастающей в мечту, дети там запускают планеры, или в картине смотрят на улетающий самолет. В нашей мозаике – ребенка окружают модели самолетов различных марок, из различного времени. Рисуя образцы мозаичных моделей самолетов, наши художники создали целый авиапарк различных машин, подойдя к этому процессу не только творчески, но и с юмором.
На представленном фрагменте мы видим пикирующий самолет с опознавательными знаками Британских королевских ВВС. Скорее всего, наши художники по старой памяти изобразили «Thunderbolt», известный каждому ребенку 80-х по одноименной пластиковой модели.
Интересно композиционное решение и цветовое решение мозаичного рисунка самолета: при создании этого мозаичного фрагмента наши художники не следовали принципу точной цветовой передаче окраски фюзеляжа, это нарушало бы смысловой ансамбль и целостность панно (если бы все самолеты были бы исполнены в своей естественной цветовой гамме – хаки или камуфляже). Наши мастера сделали их разноцветными, как детские мечты, в то же время их многоцветность не напоминает многоцветность игрушек, а создает впечатление проносящихся в стремительном танце боевых машин. Машина, созданная из отельных кусочков мозаики, производит впечатление отлитой из цельного куска металла, настолько незаметны переходы цвета и сочленений между мозаичными плитками. Необходимо отметить, что каждая модель самолета, окружающая мальчика обладает своим собственным движением (впрочем, как и индивидуальностью), являющимся частью общего, создающего впечатление хоровода и стремительно проносящихся планеров, основа движения этого самолета – стремительное пикирование.
идеи Дейнеки в мозаичном панно для детской ванной
Следующая модель, представленная на этом фрагменте, является представителем более ранних эпохи воздухоплавания, и, соответственно, выдержана в соответствующих тонах: мозаичные плитки, из которых выполнены крылья, идеально имитируют текстуру дерева, что и не удивительно, поскольку крылья таких самолетов часто выполнялись из такого же материала.
Для создания этого паноптикума летательных аппаратов, нашим художникам и мастерам пришлось изучить историю воздухоплавания и творчески переосмыслить виды боевых машин, придав им своеобразное очарование, наиболее подходящее для воплощения детских мечтаний.
Пикирующий с разворотом биплан, несет на своих крыльях надпись, напоминающую об ушедшей эпохе и являющейся данью памяти Дейнеке и дату создания панно.
Модель создана удивительно гармонично, деревянные крылья, продольные полосы мозаики на фюзеляже подчеркивают неоднородность его, но особенно великолепно и мастерски выполнен бешено вращающийся винт самолета, по законам физики сквозь который видны немного искаженные очертания носа самолета. В создании моделей летающих самолетов наши мастера стремились к передаче определенной достоверности и жизненности, так, большой убедительностью обладают лонжероны, скрепленные с крыльями подобием петель, стойки, имеющие металлический блеск и служащие для укрепления жесткости крыльев.
мозаичное панно в детской ванной по мотивам мозаики Дейнеки
Следующая мозаика, изображающая самолет, снова переносит зрителя в далекие тридцатые, она напоминает своими очертаниями и цветом дальнюю авиацию, открытия Арктики, папанинцев, «Двух капитанов» Каверина. Это впечатление еще более подчеркивают нарочито квадратные формы фюзеляжа, выполненные из мозаики, имеющей серо-голубой, металлический блеск. Бешено вращающиеся лопасти винтов создают впечатление тяжелой машины с трудом отрывающейся от земли, не легкость и быстроту истребителя, а мощь арктического исследователя и бродяги.
'Будущий лётчик' Мозаичные картины на авиацонную тему для детской ванной.
Желтый же самолет легок по цвету и формам, легко парит в небе, своими очертаниями он напоминает планер, но высовывающиеся из-под крыльев бомбы или ракеты, создают впечатление воинственности, напоминая самолет-разведчик. Яркость, многоцветность создают впечатление раскрашенной модели, желтые крылья, выполненные из полупрозрачных стекол, создают впечатление, что они вырезаны из кусочков янтаря и наполнены солнечным светом. Сочетание красных, белых, черных и желтых тонов создают впечатление кордовой модели, запущенной умелой рукой мальчишки.
мозаичное панно в ванной комнате для мальчика на авиационную тему
Более темный зеленый самолет своими формами принадлежит больше к современности, его формы гранены и агрессивны, он несет мощь и силу. Привлекает внимание носовая часть фюзеляжа этого самолета, выполненная с утолщением в виде маленького купола церкви, увенчанного пропеллером. Части мозаики, из которых выполнен этот самолет, однородны по цвету, и только тонами обыгрываются теневые переходы на плоскостях фюзеляжа и блеск полированного металла. Создает впечатление футуристичности контрастный переход между носовой частью белого цвета и малахитовыми отблесками крыльев, он похож одновременно и на летательный аппарат и на некую поделку из камня на столе мальчишки.
носовая часть фюзеляжа самолета в мозаичном панно
Пикирующий биплан с хищными очертаниями и опознавательными знаками турецких ВВС, создает впечатление собранного из различных фантастических материалов: обтекаемый фюзеляж имеет текстуру драгоценных пород дерева, а крылья блестят полированным мрамором. При этом фигурка самолета поражает своей стремительностью и хищностью. Тонко переданы градации разнородных материалов: от дерева до металла, точно подобраны элементы мозаики, создающие единство противоположностей, как цветовых, так и текстурных. Винт самолета кажется остановившимся в стремительном движении, а сам самолет скользнувшим в глубокое пике.
самолёты из мозаики в панно для ванной комнаты в стиле Дейнеки
Оранжевый самолет, чистыми и открытыми тонами, сочетанием красного, белого и черных цветов передает полет и разворот истребителя, стремительный и плавный, ощущение мощи подчеркивается стилизованными стальными заклепками над бронеколпаком летчика. Плоскости всех самолетов выполнены из мозаичных фрагментов, создающих впечатление цельности, и только там, где это необходимо, например, в передаче заклепок на бронеколпаке, цельность разбивается мелкими плитками, не нарушающими общей гармонии.
оранжевый самолёт на мозаичном панно в ванной комнате
Самолет с опознавательными знаками неизвестного государства так же напоминает своими очертаниями транспортник, а применением разнородной раскраски – детскую модель. В этом двухвинтовом самолете передана неспешность и поступательность полета.
Стремительно кружащиеся на мозаичном фрагменте, представленном на следующей странице, самолеты времен Первой мировой войны имитируют воздушную атаку, а красный – отдаленно своими очертаниями напоминает летающую крепость «Красного барона». Примененным нашими художниками в этом фрагменте мозаичным материалам свойственна чистота красок Дейнеки, но в то же время – размытость, передающая в совершенстве ощущение полета и кружения, захватившего летчиков.
В мозаичном панно «Будущий летчик» воплотился творческий подход наших мастеров и способность к переосмыслению сюжета, имеющего соотнесенность с творчеством известного художника Александра Дейнеки. Переработанный и заново осмысленный сюжет Дейнеки вписан в интерьер современного дома, являясь аллегорией детской мечты. Как и всякая аллегория, она иносказательно повествует о детских мечтах: кружатся фантастические бипланы, истребители, то ли настоящие, то ли модели летательных аппаратов из детских снов вокруг фигуры мальчишки, того самого, что смотрит с полотен и мозаик Дейнеки, и, как и раньше, он все так же глядит в небо, а его руки запускают планер – символ своей мечты, а самолеты все кружатся и кружатся вокруг него в своем бесконечном танце, рисуя удивительные фигуры.
В мозаичном панно «Будущий летчик» состоящего из мозаичных изображений ретро самолётов
Год создания:
2007
Место расположения:
Москва
Площадь мозаичных панно:
4 м2
Архитекторы:
Дмитрий Алексеев, Алексей Иванов
Художник:
Светлана Галаган
Художественная мозаика для детской ванной комнаты