ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Храм Святой Софии Киевской: мозаика Спасителя в куполе

купола Софии Киевской


Храм Святой Софии Киевской когда-то был самым главным религиозным сооружением молодого христианского государства, коим являлась Киевская Русь XI в. Как и большинство древних соборов, он имеет крестообразную архитектурную форму. При этом все элементы и составляющие здания становятся все выше по направлению от краев к центру. То же самое происходит и внутри.

Заходя в храм, верующий сначала попадает в низкие и довольно узкие помещения. При передвижении же к центру сооружения стены как бы расступаются, а потолок становится все выше и выше. И наконец, посетитель оказывается под куполом – самой грандиозной архитектурной деталью храма, символизирующей небо. Здесь и изображен поясной портрет Спасителя, выполненный из мозаики с применением смальты.


Вседержитель в куполе Софии Киевской


Эта картина занимает полностью весь купол. Несмотря на внушительные размеры данного изображения, в нем нет абсолютно ничего лишнего. Все детали продуманы и несут в себе точный смысл и значение. Первое, на чем останавливается взгляд – это лик Христа, благословляющая рука и Евангелие. Древние мастера выполнили картину таким образом, чтобы внимание зрителя концентрировалось именно на этих трех деталях мозаичной картины. Все же остальные элементы, одежда и золотой фон имеют только одно назначение – подчеркивать основные.


Иисус Вседержитель


Золотой фон и полоски на одеяниях Христа символически означают божественный свет. Таким образом, мастерам удалось показать зрителю, что Спаситель не просто пребывает в этом небесном сиянии, но и Сам полностью пронизан им. Он и есть Творец этого чудесного света и всего мира. Основное впечатление, возникающее у посетителя храма, смотрящего на эту мозаику, можно обозначить одним единственным словом – строгость. Подобный стиль часто использовался древними иконописцами и даже имеет свое название – «суровый». Своим рождением он обязан византийским монахам глухих монастырей, расположенных далеко от городов. Именно здесь жили самые фанатичные священнослужители аскеты. Поэтому и иконы у них были соответствующими.


архангел в куполе


История появления в главном храме, расположенном в самом центре государства, в столице, иконы в суровом стиле достаточно интересна. Дело в том, что София Киевская – это один из первых христианских соборов Древней Руси. До принятия этой религии наши предки, как всем известно, были язычниками. Чтобы добиться некоего повиновения, создать впечатление всемогущества Господа и передать мысль о том, что последний не только милует, но и наказывает, и был выбран подобный строгий стиль для первых икон. В том числе и для изображения Спасителя на куполе Софии Киевской.

Христос-Вседержитель – одно из немногих мозаичных полотен, сохранившееся в первозданном виде. С четырех сторон это огромное купольное изображение окружают архангелы. Мозаика сохранилась только в верхней части одного из них. Разрушенные временем элементы этого изображения, а так же три других архангела отреставрированы путем дописки масляными красками. Эту работу провел известный русский художник – М. А. Врубель.


Евангелист в куполе


Кроме Христа и архангелов в куполе, по его окружности, в простенках между окнами, зрителю представлены 12 апостолов. Здесь первоначальная мозаика также практически не сохранилась. Смальтой отделана только верхняя часть изображения апостола Павла. Все остальное записано красками.

Величественное изображение Христа вот уже многие века способствует созданию у верующих христиан соответствующего месту настроения. Эту картину можно назвать самой главной иконой древнего христианского государства – Киевской Руси. Ее размеры, монументальность и величественность призваны поражать взгляд любого зашедшего посетителя.